Закон Республики Казахстан

О трансфертном ценообразовании

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при трансфертном ценообразовании, в целях предотвращения потерь государственного дохода в международных деловых операциях и сделках, связанных с международными деловыми операциями.

Статья 1. Законодательство Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании

1. Законодательство Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) цена из источников информации - цена, полученная из официально признанных источников информации, данных о биржевых котировках, от уполномоченных органов, а также из других источников информации;

2) диапазон цен - ряд значений рыночных цен, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночных цен, определенных в результате применения одного из методов определения рыночных цен или источников информации в порядке, установленном настоящим Законом;

3) котировальный период - период ценообразования, но не более тридцати одного календарного последовательного дня, за которые опубликованы котировки цен на бирже, установленный в контракте на реализацию товара (работы, услуги), в течение которого в соответствии с условиями сделки сторонами сделки определяется среднеарифметическое значение среднеарифметических ежедневных котировок цен на соответствующие биржевые товары (работы, услуги), а также небиржевые товары, цены на которые привязаны к котировкам на биржевые товары;

3-1) котировальный день - день, в котором имеется опубликованная котировка на товар (работу, услугу) в официально признанных источниках информации;

4) идентичные товары (работы, услуги) - товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки: физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя;

5) соответствующий рынок идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) - рынок назначения (поставки) товара (работы, услуги), на котором формируется рыночная цена, или рынок, на базе которого на рынке назначения (поставки) товара (работы, услуги) объективно формируется и (или) определяется рыночная цена;

6) однородные товары (работы, услуги) - товары (работы, услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми;

7) дифференциал - размер корректировки, применяемый для приведения в сопоставимые экономические условия цены сделки или цены из источника информации;

8) государство с льготным налогообложением - иностранное государство, определяемое в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;

9) комиссионное (агентское) вознаграждение - плата за услуги торгового брокера, трейдера или агента по купле-продаже товара, выполнению работы, оказанию услуги, выплачиваемая в виде суммы или процента от суммы совершенной сделки, предусмотренная отдельным соглашением между участником сделки и торговым брокером, трейдером или агентом;

10) сделка, совершаемая на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанная с международной деловой операцией, - сделка по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые в последующем явились предметом международной деловой операции;

10-1) неблагоприятные социально-экономические последствия - совокупность социальных и экономических последствий, препятствующих реализации национальных интересов или создающих им опасность, а также ставящих под угрозу устойчивое развитие национальной экономики;

11) экономическое обоснование применяемой цены - документы и информация, подтверждающие обоснованность применения цены сделки и предоставляемые в уполномоченные органы;

12) принцип «вытянутой руки» - принцип, применяемый для определения рыночной цены с учетом диапазона цен, на основе сравнения условий сделок между взаимосвязанными сторонами с условиями сделок между независимыми сторонами, осуществляющими сделки по рыночной цене, определяемой в порядке, установленном настоящим Законом;

13) маржа - сумма, получаемая торговым брокером, трейдером или агентом в результате проведения сделок по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг;

14) диапазон маржи - ряд значений, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночной маржи, определенными в соответствии с принципом «вытянутой руки», в сопоставимых экономических условиях;

15) цена сделки - цена товара (работы, услуги), применяемая участниками сделок при совершении сделки, регулируемой настоящим Законом;

16) участник сделки - физическое или юридическое лицо, заключившее сделку, регулируемую настоящим Законом;

17) отчетность по мониторингу сделок - данные по сделкам, включая сделки с применением трансфертных цен, совершенным в течение отчетного периода, представляемые участником сделки в органы государственных доходов ежегодно в соответствии с порядком и формой, утверждаемыми уполномоченным органом;

18) рыночная цена - цена товара (работы, услуги), сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях, определяемых в соответствии с принципом «вытянутой руки»;

19) диапазон норм рентабельности - ряд значений норм рентабельности, ограниченный минимальным и максимальным значениями норм рентабельности, определенными в соответствии с принципом «вытянутой руки», в сопоставимых экономических условиях;

20) норма рентабельности - отношение бухгалтерской прибыли от основной деятельности, полученной от реализации товара (работы, услуги), к затратам на производство и реализацию данного товара (работы, услуги);

21) льготы по налогам - освобождение (уменьшение) от налоговых обязательств по отдельным категориям налогоплательщиков, наличие инвестиционных налоговых преференций в соответствии с контрактом по инвестициям или осуществление деятельности на территории специальных экономических зон;

22) сопоставимые экономические условия - условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг), если различие между такими условиями не влияет на цену или может быть скорректировано в целях приведения условий сделок к сопоставимым экономическим условиям в соответствии с настоящим Законом;

23) торговый брокер, агент - лицо, выполняющее посреднические услуги в соответствии с условиями агентского соглашения, заключенного с участником сделки;

24) компенсация за выполнение торгово-посреднических функций - возмещение одной из сторон сделки в форме денежного вознаграждения или предоставления скидки (уменьшения цены) к цене реализации товара (работы, услуги) за осуществление торгово-посреднических услуг;

25) трансфертная цена (трансфертное ценообразование) - цена, которая формируется между взаимосвязанными сторонами и (или) отличается от объективно формирующейся рыночной цены с учетом диапазона цен при совершении сделок между независимыми сторонами, подлежащая контролю в соответствии с настоящим Законом;

26) соглашение по применению трансфертного ценообразования - письменный договор между уполномоченными органами и участником сделки, устанавливающий метод определения рыночной цены и источник информации, применяемый для определения рыночной цены, на определенный период;

27) трейдер - лицо, осуществляющее посреднические функции при купле-продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг самостоятельно и (или) по поручению участника сделки;

28) конечный потребитель - независимая сторона, не имеющая с участниками сделки особых взаимоотношений, оказывающих влияние на экономические результаты сделки, осуществляемой такими участниками сделки;

29) уполномоченный орган - орган государственных доходов Республики Казахстан;

30) долгосрочная цена - цена сделки, установленная на определенный период в официально признанных источниках информации и (или) контракте (договоре) между участниками сделки;

31) международные деловые операции - экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров; сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения; сделки резидентов Республики Казахстан, совершенные за пределами территории Республики Казахстан, по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Статья 3. Осуществление контроля при трансфертном ценообразовании

1. Контроль при трансфертном ценообразовании (далее - контроль) осуществляется по следующим сделкам:

1) международным деловым операциям.

При этом для целей настоящего подпункта:

экспорт товаров - вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан, а также вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства - члена таможенного союза;

импорт товаров - ввоз товаров на территорию Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена таможенного союза;

2) совершаемым на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанным с международными деловыми операциями:

по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон;

одна из сторон которых имеет льготы по налогам;

одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.

2. Контроль осуществляется посредством проведения уполномоченными органами:

1) мониторинга сделок;

2) проверок;

3) иных процедур, установленных законами Республики Казахстан.

3. Порядок взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля, осуществляемого в соответствии с настоящим Законом, определяется уполномоченными органами.


Статья 4. Полномочия уполномоченных органов

1. Уполномоченные органы для целей осуществления контроля имеют право:

1) запрашивать от участников сделки, государственных органов и третьих лиц информацию, необходимую для определения рыночной цены и дифференциала, а также другие данные для проведения мониторинга сделок;

2) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V

3) осуществлять мониторинг сделок;

4) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V

5) Исключен в соответствии с Законом РК от 13.01.14 г. № 159-V

6) заключать соглашение по применению трансфертного ценообразования в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан.

2. Исключен в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV

3. Уполномоченные органы обязаны:

1) соблюдать права участников сделки;

2) защищать интересы государства;

3) рассматривать экономическое обоснование применяемой цены, в том числе документы, подтверждающие цену сделки и дифференциал, информацию о применении одного из методов определения рыночной цены и другую информацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены;

3-1) рассматривать заявление участника сделки на заключение соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение девяноста рабочих дней со дня получения от участника сделки заявления;

3-2) направлять участнику сделки письменный ответ с причинами отказа в заключении соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения заявления участника сделки;

4) разъяснять порядок заполнения форм установленной отчетности по мониторингу сделок;

5) соблюдать тайну сведений, полученных в ходе осуществления контроля;

6) проводить рассмотрение жалоб участников сделки по результатам проверки в соответствии с законами Республики Казахстан.

4. Уполномоченные органы выполняют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 5. Права и обязанности участников сделки

1. Участники сделки имеют право:

1) предоставлять уполномоченным органам экономическое обоснование применяемой цены, в том числе документы, подтверждающие цену сделки и дифференциал, информацию о применении одного из методов определения рыночной цены и другую информацию, подтверждающую применяемые цены;

2) получать от уполномоченных органов информацию и разъяснения по законодательству Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании;

3) представлять свои интересы по вопросам, возникающим в связи с осуществлением контроля, лично либо через своего представителя или с участием налогового консультанта;

3-1) предоставлять уполномоченным органам экономическое обоснование применяемой цены и другую информацию, подтверждающую применяемую цену, в ходе осуществления контроля и обжалования уведомления о результатах налоговой проверки;

4) обжаловать в порядке, установленном законами Республики Казахстан, уведомления по актам проверок и действия (бездействие) должностных лиц уполномоченных органов;

5) самостоятельно корректировать до проверки цену сделки и (или) объекты налогообложения, а также объекты, связанные с налогообложением;

6) заключать с уполномоченными органами соглашения по применению трансфертного ценообразования.

2. Участники сделки имеют иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

3. Участники сделки обязаны:

1) своевременно и в полном объеме исполнять обязанности в соответствии с настоящим Законом;

2) выполнять законные требования уполномоченных органов;

3) вести отчетность и документацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены сделки;

4) предоставлять в уполномоченные органы информацию и отчетность по мониторингу сделок, а также иные документы в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

По запросу уполномоченных органов участник сделки предоставляет информацию и документы, подтверждающие обоснованность применяемой цены сделки, в течение девяноста календарных дней;

5) по требованию уполномоченных органов в ходе проведения проверок предоставлять экономическое обоснование применяемой цены, в том числе документы, подтверждающие цену сделки и дифференциал, информацию о применении одного из методов определения рыночной цены и другую информацию, подтверждающую применяемые цены.

4. Участники сделок выполняют иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом.

Статья 6. Мониторинг сделок

1. Мониторинг сделок осуществляется путем наблюдения уполномоченными органами за ценами, применяемыми участниками сделок.

2. Мониторингу сделок подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам), перечень которых утверждается уполномоченным органом.

3. По результатам мониторинга сделок в случае установления отклонения цены сделки от рыночной цены уполномоченными органами проводится проверка по вопросам трансфертного ценообразования.


4. Правила осуществления мониторинга сделок утверждаются уполномоченным органом и включают в себя порядок заполнения участником сделки утвержденных форм отчетности по мониторингу сделок и их представления в уполномоченные органы, а также порядок ведения документации по мониторингу сделок.

Статья 7. Отчетность и документация по мониторингу сделок

1. Отчетность по мониторингу сделок включает в себя следующую информацию:

1) документацию, подтверждающую обоснованность применения цен, включая:

данные о взаимосвязанности сторон;

описание предпринимательской деятельности участника сделки, отрасли, в которой осуществляет свою деятельность участник сделки, и условий рынка;

прогнозы, стратегию бизнеса, методологию трансфертного ценообразования, включая информацию, касающуюся факторов, которые влияют на установление цены;

функциональный анализ, анализ рисков, материальных и нематериальных активов;

отчеты по международным стандартам, в том числе финансовую отчетность;

2) метод, применяемый для определения рыночной цены;

3) источник информации;

4) информацию по сделкам, указанным в статье 3 настоящего Закона, содержащую сведения из договоров (контрактов), счетов-фактур (инвойсов), грузовых таможенных деклараций, сведения, представляемые финансовыми организациями, а также иные сведения, необходимые для определения дифференциала;

5) описание товаров (работ, услуг), включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, наличие товарного знака и другую информацию, связанную с качественными характеристиками товара (работы, услуги);

6) договорные условия;

7) стратегию ведения деловых операций;

8) маржу, комиссионное (агентское) вознаграждение торгового брокера, трейдера или агента либо компенсации за выполнение ими торгово-посреднических функций. При этом участник сделки предоставляет информацию, раскрывающую составляющие маржи, если такая информация доступна участникам сделки, и в случае, если маржа включает в себя комиссионное (агентское) вознаграждение торгового брокера, трейдера или агента либо компенсацию за выполнение торгово-посреднических функций, уполномоченными органами эти составляющие не учитываются при осуществлении контроля;

9) другие данные, которые обосновывают правильность применения цены сделки и влияют на величину отклонения цены сделки от рыночной цены.

Информация, указанная в подпунктах 1), 5), 6), 7), 8) и 9) части первой настоящей статьи, предоставляется в органы государственных доходов в случае наличия таких условий и данных, влияющих на величину отклонения цены сделки от рыночной цены при совершении сделок, регулируемых настоящим Законом.

2. Участники сделок, в том числе осуществляющие сделки с товарами, которые не подлежат мониторингу сделок в соответствии с настоящим Законом, обязаны вести документацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены, и по запросу уполномоченных органов представлять ее в уполномоченные органы.

Статья 8. Взаимодействие уполномоченных органов с другими организациями

1. Уполномоченные органы вправе запросить информацию, необходимую для определения правильности применения цены сделки, у следующих субъектов в соответствии с законами Республики Казахстан:

1) государственных органов;

2) банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

3) страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров;

4) профессиональных участников рынка ценных бумаг;

5) аудиторов, аудиторских организаций;

6) иных организаций, имеющих отношение к международным деловым операциям.

2. Запросы о предоставлении информации и привлечении специалистов государственных органов к проверкам обязательны для исполнения в течение тридцати календарных дней.

Статья 9. Проведение проверок по вопросам трансфертного ценообразования

1. Уполномоченные органы проводят проверки по вопросам трансфертного ценообразования в следующих случаях:

1) при установлении отклонения цены сделки от рыночной цены;

2) на основании информации о фактах применения трансфертных цен, полученных от государственных органов;

3) при проведении проверок, осуществляемых уполномоченными органами по вопросам соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан и таможенного законодательства таможенного союза и (или) Республики Казахстан в случае отсутствия источников информации по рыночным ценам.

2. Государственный контроль в области применения трансфертных цен осуществляется в форме проверки и иных формах.

Проверка осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.

Особенности порядка и сроков проведения проверки и иных форм государственного контроля, осуществляемые органами государственных доходов, определяются налоговым законодательством Республики Казахстан и таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Республики Казахстан.

Статья 10. Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением

1. При установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены с учетом диапазона цен в ходе проведения проверок уполномоченные органы производят корректировку объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

2. По биржевым товарам корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится с учетом диапазона цен и дифференциала, указанных в источниках информации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Перечень биржевых товаров утверждается Правительством Республики Казахстан.

3. По сделкам с сельскохозяйственной продукцией корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится при отклонении цены сделки от рыночной цены более чем на десять процентов, если иное не предусмотрено в пункте 4 настоящей статьи.

4. По экспортным договорам, заключенным в период с 15 марта по 1 июля текущего календарного года в отношении сельскохозяйственной продукции, произведенной (полученной) в одном из будущих месяцев текущего календарного года, корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, не производится в случае, если цена сделки не ниже цены коммерческого закупа специализированной организации на текущий календарный год при условии ведения раздельного учета данной сельскохозяйственной продукции и поступления денежных средств на банковские счета участника сделки (продавца) от нерезидента в размере не менее пятидесяти процентов от общей суммы экспортного контракта в течение пятнадцати рабочих дней после заключения экспортного контракта.

5. Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится при отклонении цены сделки от рыночной цены, определенной как среднее значение, указанное в источнике информации, по следующим сделкам с участниками:

1) зарегистрированными в государстве с льготным налогообложением;

2) осуществляющими товарообменные (бартерные) операции;

3) имеющими убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки;

4) имеющими льготы по налогам;

5) осуществляющими исполнение обязательств по сделкам, производимым путем зачета встречного однородного требования (включая зачет при уступке требования).

6. На основании корректировки объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, рассчитанных таким образом, как если бы доходы или расходы от этих сделок и другие объекты налогообложения за отчетный период были определены исходя из рыночной цены с учетом диапазона цен, с применением штрафов и пени в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

7. В случае установления факта отклонения цены сделки от рыночной цены с учетом диапазона цен у участника сделки, который имеет льготы по налогам и (или) таможенным платежам, уплата налогов и платежей за период, в котором установлено отклонение цены сделки от рыночной цены, осуществляется в общеустановленном порядке без применения специальных положений законодательства Республики Казахстан, уменьшающих налоговые и таможенные обязательства.

8. Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится при установлении факта распределения прибыли, осуществляемой в соответствии со статьей 16 настоящего Закона, не отвечающего принципу «вытянутой руки», в сопоставимых экономических условиях между взаимосвязанными сторонами по итогам отчетного налогового периода.

Корректировка в соответствии с настоящим пунктом осуществляется путем изменения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, без соответствующего изменения платежных документов и первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров (работ, услуг) с оформлением форм документов, требуемых в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

В случае корректировки, произведенной участником сделки в соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, с одновременным переводом части общей прибыли между взаимосвязанными сторонами, полученная прибыль рассматривается как доход от реализации за отчетный налоговый период, а переданная прибыль рассматривается как уменьшение дохода от реализации за отчетный налоговый период.

Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производимая в соответствии с настоящим пунктом, подлежит отражению в соответствующей налоговой отчетности, представляемой в органы государственных доходов с приложением соответствующих расчетов по каждой сделке в отдельности, с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

9. Корректировка проводится по объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением, если такая корректировка приводит или может в дальнейшем привести к увеличению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет.

10. Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, не производится при отклонении цены сделки от рыночной с учетом диапазона цен в следующих случаях при:

1) установлении или определении цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования в международном договоре, ратифицированном Республикой Казахстан;

2) установлении цены сделки в соглашениях между Правительством Республики Казахстан и правительствами других государств;

2-1) реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах;

3) установлении по решению Правительства Республики Казахстан цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования.

При отклонении цены сделки от цены, установленной и (или) сформированной в соответствии с подпунктами 1)-3) части первой настоящего пункта, корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится в порядке, установленном настоящим Законом.

Заявление об установлении по решению Правительства Республики Казахстан цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования представляется участником сделки в уполномоченный орган, осуществляющий руководство соответствующей сферой государственного управления, с приложением экономического обоснования предлагаемой цены и (или) порядка (методики) ценообразования, документов (расчетов, обоснований), подтверждающих угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, и обоснования необходимости установления по решению Правительства Республики Казахстан цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования.

Не позднее тридцати рабочих дней со дня получения заявления уполномоченный орган, осуществляющий руководство соответствующей сферой государственного управления, принимает одно из следующих решений:

1) о целесообразности установления цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования и направляет в Правительство Республики Казахстан предложения об установлении цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования;

2) о нецелесообразности установления цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования и направляет участнику сделки мотивированный отказ.

11. При самостоятельной корректировке налогоплательщиком объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, до начала проведения комплексной налоговой проверки (в случае включения вопросов трансфертного ценообразования) и тематической проверки по вопросам трансфертного ценообразования суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет подлежат внесению без начисления штрафов путем представления дополнительной налоговой отчетности.

12. Дифференциал, указанный в пункте 5 статьи 13 настоящего Закона, не влияет на сделки, участники которых зарегистрированы в государстве с льготным налогообложением, и корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, производится без учета положений пункта 5 статьи 13 настоящего Закона.

Статья 10-1. Определение рыночной цены и корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением в отдельных случаях

1. К субъектам правоотношений, для которых цена сделки сформирована в соответствии с порядком (методикой) определения рыночной цены товаров, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, включая сделки со сторонами, зарегистрированными в странах с льготным налогообложением, утвержденным Правительством Республики Казахстан до 30 июня 2012 года, методы определения рыночной цены, установленные настоящим Законом, не применяются.

При отклонении цены сделки от цены, сформированной в соответствии с порядком (методикой) определения рыночной цены товаров, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции, включая сделки со сторонами, зарегистрированными в странах с льготным налогообложением, корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится до цены, определяемой в соответствии с таким порядком (методикой).

2. Данная статья применяется к сделкам, заключенным с даты вступления в силу соглашения о разделе продукции.

Статья 11. Определение взаимосвязанности сторон

Взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие особые взаимоотношения, оказывающие влияние на экономические результаты сделок (операций) между ними.

Такие особые взаимоотношения включают следующие условия:

1) одно лицо признается аффилированным лицом другого лица;

2) лицо является крупным акционером, крупным участником (владеющим десятью и более процентами голосующих акций или долей участия) участника сделки;

3) лицо взаимосвязано с участником сделки договором, включая доверительное управление имуществом, в соответствии с которым оно вправе определять решения, принимаемые доверительным управляющим;

4) собственник имущества взаимосвязан с лицом, которому передано одно или несколько правомочий собственника имущества в отношении этого имущества (владение, пользование, распоряжение), в том числе на основании договора о доверительном управлении имуществом, в соответствии с которым собственник вправе определять решения, принимаемые таким лицом;

5) лицо является должностным лицом участника сделки или юридического лица, указанного в подпунктах 2), 3), 6) - 10) настоящей статьи, за исключением независимого директора;

6) юридическое лицо контролируется лицом, являющимся крупным акционером, крупным участником или должностным лицом участника сделки;

7) юридическое лицо, по отношению к которому лицо, являющееся крупным акционером, крупным участником или должностным лицом участника сделки, является крупным акционером, крупным участником, имеющим право на соответствующую долю в имуществе;

8) юридическое лицо, по отношению к которому участник сделки является крупным акционером, крупным участником, имеющим право на соответствующую долю в имуществе;

9) юридическое лицо совместно с участником сделки находится под контролем третьего лица;

10) лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами владеет, пользуется, распоряжается десятью и более процентами голосующих акций или долей участия участника сделки либо юридических лиц, указанных в подпунктах 2), 3), 6) - 9) настоящей статьи;

11) физическое лицо является близким родственником (родитель, сын, дочь, усыновитель, усыновленный, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук), а также свойственником (брат, сестра, родитель, сын или дочь супруга (супруги) физического лица, являющегося крупным акционером, крупным участником либо должностным лицом, за исключением независимого директора участника сделки;

12) два доверительных управляющих взаимосвязаны между собой, если одно и то же лицо является учредителем доверительного управления по обоим договорам доверительного управления имуществом и имеет возможность определять решения, принимаемые ими;

13) доверительный управляющий и организация, в которой учредитель доверительного управления является крупным акционером либо крупным участником (владеющим десятью и более процентами голосующих акций или долей участия), если учредитель доверительного управления имеет возможность определять решения, принимаемые доверительным управляющим;

14) доверительный управляющий по одному договору доверительного управления имуществом и выгодоприобретатель по другому договору доверительного управления имуществом признаются взаимосвязанными, если учредителем доверительного управления по обоим договорам доверительного управления имуществом является одно и то же лицо, которое имеет возможность определять решения, принимаемые доверительным управляющим;

15) участниками сделок применяется цена сделки, по которой имеется отклонение от рыночной цены с учетом диапазона цен, по данным одного из уполномоченных органов.

Статья 12. Методы определения рыночной цены

1. В целях определения рыночной цены используется один из следующих методов:

1) метод сопоставимой неконтролируемой цены;

2) метод «затраты плюс»;

3) метод цены последующей реализации;

4) метод распределения прибыли;

5) метод чистой прибыли.

2. При невозможности применения метода сопоставимой неконтролируемой цены последовательно применяется один из методов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 13. Метод сопоставимой неконтролируемой цены

1. Метод сопоставимой неконтролируемой цены применяется путем сравнения цены сделки на товары (работы, услуги) с рыночной ценой с учетом диапазона цен по идентичным (а при их отсутствии - однородным) товарам (работам, услугам) в сопоставимых экономических условиях, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При определении рыночной цены товара (работы, услуги) учитывается информация о ценах на товары (работы, услуги) на момент реализации этого товара (работы, услуги).

В случае, если условиями контракта на реализацию товаров (работ, услуг) предусмотрено применение котировального периода, то цена на биржевые товары, а также на не биржевые товары, цены на которые привязаны к котировкам на биржевые товары, определяется как среднеарифметическое значение любой из публикуемых в одном источнике информации ежедневных котировок на товары (работы, услуги) за котировальный период с учетом дифференциала.

Среднеарифметическое значение котировок цен за котировальный период определяется по следующей формуле:

где:

S - среднеарифметическое значение среднеарифметических ежедневных котировок цен на соответствующий товар (работу, услугу) за котировальный период;

Р 1 , P 2 ...., Р n - среднеарифметическое значение ежедневных котировок цен на соответствующий товар (работу, услугу) в дни, за которые опубликованы котировки цен в течение котировального периода;

n - количество дней в котировальном периоде, за которые опубликованы котировки цен.

Среднеарифметическое значение ежедневных котировок цен на соответствующий товар (работу, услугу) за котировальный период определяется по формуле:

где:

Р n - среднеарифметическое значение ежедневных котировок цен на соответствующий товар (работу, услугу);

С n1 - низшее значение (min) ежедневной котировки цены на соответствующий товар (работу, услугу);

С n2 - высшее значение (max) ежедневной котировки цены на соответствующий товар (работу, услугу).

При отсутствии минимальных и максимальных значений котировок цен за день за среднеарифметическое значение принимается фактическое значение котировки за соответствующий день.

2. Для целей настоящего Закона сделкой признается каждая документально подтвержденная поставка товара (выполненная работа, оказанная услуга) в рамках договора, а сравнение цены реализации с рыночной ценой осуществляется только с соответствующим рынком товаров (работ, услуг) вне зависимости от страны регистрации покупателя.

Моментом реализации товара является дата перехода права собственности покупателю, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Котировальный период, установленный в контракте на реализацию товаров (работ, услуг), не подлежит изменению в течение двенадцатимесячного периода с даты его установления.

Для целей настоящего Закона котировальный период должен быть определен согласно условиям контракта во временном промежутке:

по нефти:

1) при реализации товара морским транспортом не более пяти котировальных дней до даты перехода права собственности покупателю на товар и не более пяти котировальных дней после даты перехода права собственности покупателю на товар;

2) при реализации товара магистральным трубопроводным транспортом и иными видами транспорта, за исключением реализации морским транспортом, с первого по последнее число месяца перехода права собственности покупателю на товар;

по биржевым товарам (работам, услугам), за исключением нефти, - не более шестидесяти двух календарных дней до даты перехода права собственности покупателю на товар (работу, услугу) и не более шестидесяти двух календарных дней после даты перехода права собственности покупателю на товар (работу, услугу);

по небиржевым товарам, цены на которые привязаны к котировкам на биржевые товары, - не более шестидесяти двух календарных дней до даты перехода права собственности покупателю на товар и не более ста двадцати календарных дней после даты перехода права собственности покупателю на товар.

При несоответствии котировального периода, установленного в контракте на реализацию товаров (работ, услуг), условиям определения котировального периода, установленным настоящей статьей, рыночные цены на товары (работы, услуги) принимаются на момент реализации этого товара (работы, услуги).

По долгосрочным контрактам с небиржевыми товарами (работами, услугами), в которых указана долгосрочная цена, моментом реализации товара (работ, услуг) для определения рыночной цены является момент заключения договора при одновременном соблюдении следующих условий:

1) совершение сделок по договору начинается в течение месяца с даты заключения договора;

2) рыночная цена определяется из официально признанных источников информации, установленных в соответствии с настоящим Законом для долгосрочных контрактов на последнюю дату, предшествующую дате заключения договора;

3) долгосрочная цена применяется не более одного года и подтверждается конечным контрактом между участниками сделок или последующим контрактом между трейдером, аффилированным с участником сделки - резидентом Республики Казахстан, и конечным потребителем, который является независимой стороной. Доказательством исполнения контракта являются документы, представленные по запросу уполномоченных органов.

3. Метод сопоставимой неконтролируемой цены применяется для определения рыночной цены путем внешнего или внутреннего сопоставления. При невозможности применения метода сопоставимой неконтролируемой цены путем внешнего сопоставления метод сопоставимой неконтролируемой цены применяется путем внутреннего сопоставления. При этом при внешнем сопоставлении сравниваются сопоставимые сделки между участником сделки и взаимосвязанной стороной и между двумя и более независимыми сторонами. При внутреннем сопоставлении сравниваются сопоставимые сделки между участником сделки и взаимосвязанной стороной и между тем же участником сделки и независимой стороной.

4. При применении метода сопоставимой неконтролируемой цены рыночная цена определяется следующим образом:

1) для сделок с товарами (работами, услугами), по которым имеется документально подтвержденная информация о маршруте транспортировки на соответствующий рынок, где имеется цена в источнике информации, рыночная цена определяется как цена из источника информации с учетом диапазона цен. Цена сделки приводится посредством дифференциала к сопоставимым экономическим условиям с рыночной ценой;

2) для сделок с товарами (работами, услугами), не соответствующими подпункту 1) настоящего пункта, рыночная цена определяется путем приведения цены из источника информации на соответствующем рынке посредством дифференциала к сопоставимым экономическим условиям с ценой сделки с учетом диапазона цен.

5. Дифференциал включает в себя:

1) обоснованные и подтвержденные документально и (или) источниками информации расходы, необходимые для доставки товаров (работ, услуг) на соответствующий рынок;

2) условия, влияющие на величину отклонения цены сделки от рыночной цены, указанные в пункте 7 настоящей статьи;

3) качество товаров (работ, услуг).

6. Составляющие дифференциала должны подтверждаться документально или источниками информации.

7. К условиям, влияющим на величину отклонения цены сделки от рыночной цены, относятся:

1) количество (объем) поставляемых товаров, выполняемых работ, предоставляемых услуг;

2) условия платежей, применяемые в сделках данного вида, а также иные условия, которые могут оказывать влияние на цены;

3) применяемые при совершении сделок скидки с цены или надбавки к цене, в том числе вызванные:

сезонными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами (работами, услугами) качества или иных потребительских свойств;

частичным улучшением или восстановлением утерянных качеств и (или) иных потребительских свойств товаров (работ, услуг);

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров (работ, услуг);

маркетинговой политикой при продвижении на рынке новых товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров (работ, услуг) в целях ознакомления с ними потребителей;

4) репутация на рынке, страна происхождения и наличие товарного знака;

5) маржа, комиссионное (агентское) вознаграждение торгового брокера, трейдера или агента либо компенсация за выполнение ими торгово-посреднических функций.

8. По дифференциалу, указанному в пункте 5 настоящей статьи, не допускается внесение участником сделки изменений и дополнений в соответствующую отчетность по мониторингу сделок:

1) проверяемого налогового периода - в период проведения комплексных и тематических проверок по вопросам трансфертного ценообразования;

2) обжалуемого налогового периода - в период срока подачи и рассмотрения жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа государственных доходов, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, с учетом восстановленного срока подачи жалобы.

Статья 14. Метод «затраты плюс»

1. При использовании метода «затраты плюс» рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как сумма произведенных затрат (расходов) и наценки.

2. Для определения затрат (расходов) учитываются затраты (расходы) на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты (расходы) по транспортировке, хранению, страхованию и иные затраты (расходы). Наценка определяется таким образом, чтобы обеспечить средний диапазон сложившихся для данной сферы деятельности норм рентабельности, который рассчитывается исходя из диапазона норм рентабельности в сопоставимых экономических условиях.

3. Рентабельность для данной сферы деятельности определяется на основании данных органов государственной статистики Республики Казахстан, органов государственных доходов и других источников информации.

Статья 15. Метод цены последующей реализации

Метод цены последующей реализации - метод, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как разность между ценой, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей реализации (перепродаже), и подтверждаемыми затратами (расходами), понесенными покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары (работы, услуги), а также его маржей. При этом маржа должна соответствовать диапазону маржи.

Статья 16. Метод распределения прибыли

Метод распределения прибыли определяет прибыль от сделки, которая должна быть распределена между участниками сделки.

Такая прибыль распределяется между участниками сделки в соответствии с экономическим обоснованием, функциональным анализом, соглашениями, принятыми в соответствии с принципом «вытянутой руки» и на основе прибыли, которую получили бы эти компании, если бы они были независимыми.

Статья 17. Метод чистой прибыли

Метод чистой прибыли основывается на определении чистого дохода, который получили бы от этой сделки независимые стороны в сопоставимых экономических условиях.

Чистый доход определяется с учетом одного из следующих показателей, которые сформировались по данным бухгалтерского учета:

1) остаточная стоимость активов;

2) объем реализации;

3) затраты.

Статья 18. Источники информации, используемые для определения рыночной цены

1. Для определения рыночной цены товара (работы, услуги) и иных данных, необходимых для применения методов определения рыночной цены, используются источники информации в следующей очередности:

1) официально признанные источники информации о рыночных ценах;

2) источники информации о биржевых котировках;

3) данные государственных органов, уполномоченных органов других государств и организаций о ценах, дифференциале, расходах и об условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены;

4) информационные программы, используемые в целях трансфертного ценообразования, информация, предоставляемая участниками сделок, и иные источники информации.

2. Перечень официально признанных источников информации о рыночных ценах утверждается Правительством Республики Казахстан.

Для определения диапазона рыночных цен перечень официально признанных источников информации должен содержать один или более источник информации о рыночных ценах.

3. По сделке, участник которой зарегистрирован в государстве с льготным налогообложением, при определении рыночной цены используются только источники информации, указанные в подпунктах 1) и 2) пункта 1 настоящей статьи.

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании

Нарушение законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 20. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2009 года.

2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 5 января 2001 г. «О государственном контроле при применении трансфертных цен» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 1, ст. 2).

Президент
Республики Казахстан

Н. Назарбаев

Астана, Акорда, 5 июля 2008 года
№ 67-IV ЗРК

Leave a Reply

Login with: