Расчет текущих платежей зависит от того, у кого предприятие приобрело земельные участки.
Если предприятие приобрело земельные участки у государства, то за земельные участки, приобретенные в июне 2009 г., земельный налог исчисляется с 1 июля 2009 г., а за земельные участки, приобретенные в июле, — с 1 августа 2009 г. на основании положения п. 2 ст. 388 Налогового кодекса.
Суммы текущих платежей в обоих случаях должны быть уплачены не позднее 25 августа 2009 г. на основании положения п. 3 ст. 389 Налогового кодекса.
Если же земельные участки приобретены у физического или юридического лица, то за земельный участок, приобретенный в июне, налоговые обязательства у его покупателя возникают с 1 июня 2009 г., а за земельные участки, приобретенные в июле 2009 г., – с 1 июля 2009 г. на основании положения п. 8 ст. 389 Налогового кодекса.
Более подробное обоснование этих положений, как и уплата текущих платежей по земельному налогу, изложено в анализе ситуации 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
В рассмотренных ситуациях налогоплательщиками выступают казахстанские юридические лица, которые, согласно пп. 1) п. 1 ст. 373 Налогового кодекса, могут быть плательщиками земельного налога в случае обладания ими земельным участком на правах собственности, которая должна быть подтверждена соответствующими правоустанавливающими и идентификационными документами.
Согласно пп. 24) ст. 12 ЗК РК, правоустанавливающий документ на земельный участок—это документ, подтверждающий наступление юридических фактов (юридических составов), на основании которых возникают, изменяются или прекращаются права на земельный участок, в том числе договоры, решения судов, правовые акты исполнительных органов, свидетельство о праве на наследство, передаточный акт или разделительный баланс при реорганизации негосударственных юридических лиц, владеющих земельным участком на праве собственности или выкупивших право временного возмездного землепользования, а, согласно пп. 25) этой же статьи, идентификационный документ на земельный участок — это документ, содержащий идентификационные характеристики земельного участка, необходимые для целей ведения земельного, правового и градостроительного кадастров, чем в рассматриваемых случаях, согласно вышеназванному постановлению Правительства РК от 06.06.2006 г. № 511, является акт на право частной собственности на землю.
Вместе с тем п. 2 ст. 374 Налогового кодекса установлено, что в случае отсутствия идентификационных документов на земельный участок основанием для признания пользователя плательщиком земельного налога в отношении земельного участка является фактическое владение и пользование таким участком.
Следовательно, все, кто в настоящее время не имеет документов на используемые ими земельные участки, являются нарушителями земельного законодательства, т.е. лицами, незаконно занявшими государственные земли, что подпадает под санкции ст. 118 «Нарушение права государственной собственности на землю» КоАП, согласно которой незаконное занятие государственных земельных участков влечет штраф на должностных лиц, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, в размере от двадцати до двадцати пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, – в размере от трехсот до пятисот МРП.
В актах на право частной собственности на землю в обязательном порядке указывается категория земель и площадь используемого земельного участка.
Перемножив площадь земельного участка на базовую ставку земельного налога, указанную в соответствующих статьях Налогового кодекса, получим общую сумму земельного налога.
При этом надо иметь в виду, что действующие в конкретном населенном пункте, районе и области ставки земельного налога на земли различных категорий могут отличаться от базовых, поскольку ст. 387 Налогового кодекса местным представительным (обратить внимание, что именно представительным, а не исполнительным) дано право корректировать базовые ставки земельного налога в определенных пределах.
Исчислив годовую ставку земельного налога, необходимо провести расчет текущих платежей земельного налога, согласно положениям ст. 388 — 393, и представить в налоговый орган по месту нахождения земельных участков налоговую отчетность в виде налоговой декларации по земельному налогу и расчет текущих платежей.
Налоговая декларация по земельному налогу представляется по форме 700.00 «Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество» и форме 700.02 «Земельный налог» (приложение №2 к декларации), которые заполняются по Правилам составления налоговой отчетности (декларации) по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество, утвержденным приказом Министра финансов РК от 25.12.2008 г. № 611, а расчет текущих платежей по земельному налогу представляется в налоговые органы по форме 701.01 «Расчет текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество», заполняемой по Правилам составления налоговой отчетности (расчета) текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество (форма 701.01), утвержденным вышеназванным приказом Министра финансов Республики Казахстан.
Согласно п. 1 ст. 393 Налогового кодекса юридические лица представляют в налоговые органы по месту расположения земельных участков декларацию по земельному налогу не позже 31 марта года, следующего за отчетным периодом, а расчет текущих платежей плательщики земельного налога, существующие на 1 января отчетного года, должны представить не позднее 15 февраля текущего налогового периода.
Представление расчетов текущих платежей по земельному налогу налогоплательщиками, созданными в течение отчетного периода (года), рассмотрено в ситуации 1.
Дальше налогоплательщикам предстоит внимательно следить за уплатой в срок текущих платежей, чтобы не подпасть под указанные выше штрафные санкции.