Ситуация
Предприятие является недропользователем.
По результатам 2009 года предприятие не получило прибыль, однако есть контракт на возможность уплаты налога на добычу полезных ископаемых в натуральной форме.
Вправе ли налогоплательщик в рассматриваемом случае уплатить налог на добычу полезных ископаемых в натуральной форме?
Какие последствия возникают у налогоплательщика в рассматриваемом случае?
Какие изменения в Налоговом кодексе по случаю уплаты налога на добычу полезных ископаемых в натуральной форме?
Покажите на практическом примере порядок заполнения налоговой отчетности по форме 550.00.
Анализ ситуации
Согласно пункту 2 статьи 330 действующего Налогового кодекса налог на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) уплачивается в денежной форме, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 этой же статьи, в котором записано, что в ходе осуществления деятельности по контракту на недропользование денежная форма выплаты налога на добычу полезных ископаемых по решению Правительства Республики Казахстан может быть заменена натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением, заключаемым между уполномоченным государственным органом и недропользователем.
А сам порядок уплаты в натуральной форме налога на добычу полезных ископаемых, установленного настоящим Кодексом, а также роялти и доли Республики Казахстан по разделу продукции, установленных контрактами на недропользование, установлен статьей 346 настоящего Кодекса.
Здесь необходимо отметить, что уплата налога за право пользования недрами в РК в натуральной форме не является особым нововведением действующего, или как его ещё в обиходе называют, нового Налогового кодекса (от 10.12.2008 г. №99-IV).
Под несколько другим названием роялти — этот платёж существовал и в старом Налоговом кодексе (от 12.06.2001 г. №209-II).
После приобретения определённого опыта по заключению контрактов на недропользование Законом РК от 31.12.1996 г. № 61-I, вступившим в силу с 1 января 1997 года, в вышеназванный Указ были внесены изменения и дополнения, в результате чего в нём появился пункт 2 статьи 99-1 «Форма выплаты роялти», в котором было записано, что в ходе осуществления деятельности по контрактам, денежная форма выплаты роялти, на основании дополнительного соглашения сторон, может быть временно, полностью или частично заменена на натуральную форму выплаты, эквивалентную денежной форме, в установленные сроки.
И хотя эта норма закона ещё не была напрямую записана в модельном контракте на проведение операций по недропользованию, утверждённом постановлением Правительства РК от 27.01.1997 г. № 108, тем не менее во все контракты на недропользование, заключаемые после 1 января 1997 года, она включалась в обязательном порядке.
Затем постановлением Правительства РК от 12.09.1997 г. № 1329 был утверждён Порядок установления и выплаты роялти и доли Республики
Казахстан в контрактах о разделе продукции в натуральной форме (утративший силу в соответствии с постановлением Правительства РК от 09.02.2005 г. № 124), в котором конкретизировались отдельные вопросы передачи, получения, оплаты и зачисления в бюджет стоимости минерального сырья, переданного в счёт оплаты роялти в натуральной форме.
В последствии формулировка об уплате роялти в натуральной форме была включена и в текст модельного контракта на проведение операций по недропользованию в РК, утверждённого постановлением Правительства РК от 31.07.2001 г. № 1015, в виде пункта 16.2.4.3.2, в котором было записано, что денежная форма выплаты роялти по решению Правительства РК может быть заменена натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением с компетентным органом.
Компетентным органом, устанавливающим дополнительные соглашения с недропользователями по уплате роялти в натуральной форме, постановлением Правительства РК от 07.04.2001 г. № 468 было определено Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК.
В вышеназванном постановлении РК было записано:
«В целях обеспечения загрузки отечественных нефтеперерабатывающих заводов, стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов Республики Казахстан, а также в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.09.1997 г. № 1329 «Об утверждении Порядка установления и выплаты роялти и доли Республики Казахстан в контрактах о разделе продукции в натуральной форме» Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Министерству энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке:
1) определить объемы сырой нефти, подлежащие поставке на отечественные нефтеперерабатывающие заводы, с целью загрузки существующих мощностей;
2) заключить дополнительные соглашения к контрактам на недропользование…»
Как видно из вышеприведенного, основной целью уплаты роялти в натуральной форме была необходимость обеспечения загрузки казахстанских НПЗ сырьём, поскольку в то время были нарушены ранее существовавшие общесоюзные обязательства по поставкам углеводородного сырья на нефтеперерабатывающие заводы.
И с тех пор и по настоящее время плательщиками роялти (НДПИ) в натуральной форме являются исключительно отдельные недропользователи, разрабатывающие месторождения углеводородов.
В настоящее время, в связи с изданием Указа Президента РК от 12 марта 2010 года № 936 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления», вероятнее всего, компетентным органом по заключению соглашений по уплате НДПИ в натуральной форме для нефтяников вместо Министерства энергетики и минеральных ресурсов, преобразованного в Министерство нефти и газа, станет именно это Министерство, а для всех остальных, если в этом возникнет необходимость, вновь организованное Министерство индустрии и новых технологий РК.
Однако после введения в действие Налогового кодекса от 12.06.2001 г. у многих недропользователей — плательщиков роялти в натуральной форме возникли проблемы с начислением налога на добавленную стоимость (далее НДС) на роялти, уплаченный в натуральной форме.
Все плательщики этого налога, исходя из того, что уплата роялти в натуральной форме является уплатой налога, не начисляли и не уплачивали НДС за объёмы углеводородов, поставленных получателям роялти в натуральной форме, указанным им компетентным органом.
При этом они исходили из того, что поставка углеводородного сырья получателям его фактически является непрямой уплатой налога в бюджет, и поэтому начисление НДС на объёмы углеводородов, поставленных юридическим лицам в счёт уплаты роялти в натуральной форме, не является оборотом, облагаемым НДС, т.к. начисление налога на налог (в данном случае НДС) не предусматривается налоговым законодательством.
Некоторые же территориальные органы, руководствуясь тем же Налоговым кодексом, пришли к противоположным выводам и стали начислять НДС на все объёмы углеводородного сырья, поставленные в счёт уплаты роялти в натуральной форме.
По нашему мнению, чтобы не было двусмысленности и неясности в вопросе обложения НДС НДПИ, уплачиваемого в натуральной форме, в статью 232 «Необлагаемый оборот» или в статью 248 «Обороты, освобождённые от налога на добавленную стоимость» действующего Налогового кодекса необходимо ввести подпункт, в котором чётко записать, что передача минерального сырья в счёт НДПИ, уплачиваемого в натуральной форме, является необлагаемым оборотом по НДС.
В противном случае недропользователь — плательщик НДПИ в натуральной форме всегда будет находиться под дамокловым мечом, что при очередной смене руководства республиканской налоговой службы он может оказаться неплательщиком крупных сумм НДС со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В настоящее время порядок уплаты НДПИ в натуральной форме чётко и ясно прописан в статье 346 действующего Налогового кодекса, при исполнении всех требований которого не должно возникать проблем между плательщиком НДПИ в натуральной форме и получателем углеводородного сырья от имени РК.
Недропользователям — плательщикам НДПИ в натуральной форме, по нашему мнению, при выполнении этого обязательства необходимо обратить внимание на несколько моментов.
Во многих контрактах на недропользование, заключённых на базе модельного контракта, утверждённого постановлением Правительства РК от 31 июля 2001 года № 1015, имеется примерно такое положение: денежная форма роялти (НДПИ) в установленном законодательстве порядке может быть заменена на натуральную форму с доведением порядка выплаты до подрядчика не менее чем за 60 (в других случаях 90) дней до момента замены.
В 60 календарных днях содержится около 40 рабочих дней, а в 90 календарных днях содержится около 60 рабочих дней, в зависимости от того, на какой период выпадают календарные дни.
Разница, как мы видим, существенная. Поэтому при составлении и подписании дополнительного соглашения с компетентным органом на поставку углеводородного сырья в счёт НДПИ, уплачиваемого в натуральной форме, налогоплательщик должен быть очень внимателен.
Также необходимо проявить внимательность при расчёте цены передаваемых углеводородов, поскольку от неё зависит объём переданной продукции.
В настоящее время расчёт цены единицы объёма полезного ископаемого, передаваемого недропользователем получателю от имени государства в счёт исполнения налоговых обязательств по НДПИ, уплачиваемому в натуральной форме, установлен Правилами определения объёма полезных ископаемых, передаваемых недропользователем Республике Казахстан в натуральной форме, утверждёнными постановлением Правительства РК от 11 декабря 2009 года № 2080, введённым в действие со дня первого официального опубликования, которое было осуществлено в газете «Казахстанская правда» от 2 февраля 2010 года № 24 (26083).
После выполнения всех вышеуказанных операций и решения возможных проблем недропользователю необходимо сдать в установленные Налоговым кодексом сроки отчет (расчет) о размерах и сроках уплаты (передачи) налога на добычу полезных ископаемых и рентного налога на экспорт по сырой нефти, газовому конденсату, роялти и доли Республики Казахстан по разделу продукции, установленных контрактом на недропользование, в натуральной форме, форму 550.00.
Форма эта довольно простая и заполняется по правилам, утверждённым приказом Министра финансов РК от 24 декабря 2009 года № 574.
В первой строчке раздела. «Общая информация о недропользователе» этой формы необходимо указать РНН или БИН недропользователя. РНН — регистрационный номер налогоплательщика является уже довольно привычным показателем для всех налогоплательщиков, а БИН — бизнес-идентификационный номер налогоплательщика ещё не совсем привычен, т.к. официально он обязателен к применению только после 13 августа 2010 года на основании Закона РК «О национальных реестрах идентификационных номеров» от 12.01.2007 г. № 223-III. До этой даты может применяться и РНН.
Поскольку налоговым периодом для НДПИ, согласно статье 343 Налогового кодекса, является календарный квартал, а декларация по НДПИ, согласно положениям статьи 345 Налогового кодекса, представляется недропользователем в налоговый орган не позднее 15 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом, то при сдаче декларации за первый квартал 2010 года (до 15 мая 2010 года) налогоплательщик ещё может обойтись РНН, а при сдаче декларации за второй квартал (до 15 августа 2010 года) ему уже может потребоваться БИН, если только он не сдаст декларацию до 13 августа 2010 года.
В последующем всем налогоплательщикам нужен будет только БИН.
Заполнение всех остальных строк формы 550.00 прописано в вышеназванных правилах её составления.
Ключевые слова: форма налоговой отчетности, форма 550.00, недропользователь, ставка налога, сроки уплаты, сроки сдачи налоговой отчетности, сверхприбыль.
Полные тексты Законов РК от 16.11.2009 г. № 200-IV, от 30.12.2009 г. № 234-IV и приказа Министра финансов РК от 15.12.2009 г. № 565 размещены на компакт-диске справочной поисковой системы «ПравоведПроф», апрель 2010 г.
Приказ Министра финансов РК от 24 декабря 2009 года № 574 также размещен в справочной поисковой системе «БухгалтерПроф», апрель 2010 г.
Владимир Бобров, советник налоговой службы I ранга, ст. менеджер ТОО «MinТах», г. Алматы