Ситуация 1
Компания приобрела земельный участок и обратилась за получением кадастрового номера с копией право-удостоверяющего документа.
Не совсем понятно, как компания могла приобрести земельный участок без его кадастрового номера. Все законно выделенные земельные участки должны иметь свой кадастровый номер. Возможно, компания приобрела или часть земельного участка, или участок сомнительного правового положения, поэтому ей и дают копию право-удостоверяющего документа.
Порядок присвоения кадастрового номера установлен п. 30 Правил ведения Государственного земельного кадастра в Республике Казахстан, утвержденных постановлением Правительства РК от 20.09.2003 г. № 958 в редакции, действующей на 01.07.2006 г., в котором записано, что физические и юридические лица для присвоения кадастрового номера земельному участку обращаются с заявлением в специализированное предприятие, ведущее Кадастр, а к заявлению прилагается оригинал имеющегося право-удостоверяющего документа на земельный участок.
Без оригинала право-удостоверяющего документа на земельный участок дело обычно не рассматривается.
Ситуация 2
Компания приобрела земельный участок, которому следует присвоить кадастровый номер. Документы, удостоверяющие право на земельный участок, отсутствуют.
Если правильно описывать ситуацию, то компания не приобрела, а заплатила сомнительному продавцу определенную сумму денег за земельный участок, на который отсутствуют право-удостоверяющие документы.
Как следует из ответа на предыдущий вопрос, для получения кадастрового номера необходимо представить оригинал право-удостоверяющего документа. При отсутствии такого документа дело не подлежит рассмотрению.
Таким образом, получается, что компания в своем пользовании имеет нелегальное имущество, представленное земельным участком, который необходимо легализовать.
В этом случае компании можно рекомендовать воспользоваться возможностями, которые предоставляет недавно принятый Закон РК от 05.07.2006 г. № 157-111 «Об амнистии в связи с легализацией имущества», в котором имеются специальные статьи: 11 «Легализация недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Казахстан, права на которые не оформлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан» и 12 «Особенности приемки в эксплуатацию объектов недвижимого имущества и оформления прав на земельные участки, легализованные в соответствии с настоящим Законом», касающиеся именно легализации земельных участков.
Компании необходимо учитывать срок действия вышеназванного Закона, который начинается 7 июля 2006 г. и прекращает свое действие 1 апреля 2007 г.
Ситуация 3
Компания приобрела часть земельного участка с документами, удостоверяющими право на землю старого образца.
Из вопроса неясно, какие документы, удостоверяющие право на землю, имеются у компании, поскольку за последние 15 лет форма этих документов менялась несколько раз.
Но в общем случае всегда действовало правило, что при смене земельного законодательства и формы документов старые документы сохраняли свою силу до их замены на новые.
Это же положение имеется и в действующем в настоящее время Земельном кодексе, в п. 9 от. 170 которого записано:
«9. Документы, удостоверяющие права на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам до введения в действие настоящего Кодекса в соответствии с ранее действовавшим законодательством Республики Казахстан, сохраняют юридическую силу с учетом изменения прав на земельные участки, установленных земельным законодательством Республики Казахстан.
Замена таких документов на документы, удостоверяющие право собственности или право землепользования на земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется по желанию правообладателей.
При государственной регистрации прав на земельные участки или сделок с ними на основании ранее выданных документов, имеющих юридическую силу, восполнение недостающей информации для правового кадастра осуществляется в порядке, установленном центральными исполнительными органами по ведению земельного и правового кадастров, по единой для Республики Казахстан методике».
Идентичная норма была записана и в п. 8 ст. 124 Закона РК от 24.01.2001 г. № 152-11 «О земле», действовавшего до ныне действующего Земельного кодекса:
«8. Документы, удостоверяющие права на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам до введения в действие настоящего Закона в соответствии с ранее действовавшим законодательством, сохраняют юридическую силу. Замена таких документов на документы, удостоверяющие право собственности или право землепользования на земельные участки в соответствии с настоящим Законом, осуществляется по желанию правообладателей. При государственной регистрации прав на земельные участки или сделок с ними на основании ранее выданных документов, имеющих юридическую силу, восполнение недостающей информации для правового кадастра осуществляется в порядке, установленном центральными исполнительными органами по ведению земельного и правового кадастров по единой для Республики Казахстан методике».
Аналогичная норма имелась и в Указе Президента РК, имеющем силу закона, от 22.12.1995 г. № 2717 «О земле», заменившем еще советский Земельный кодекс Казахской ССР от 16.11.1990 г. В п. 8 ст. 122 вышеназванного Указа было записано:
«8. Документы, удостоверяющие права на землю, выданные гражданам и юридическим лицам до вступления в силу настоящего Указа в соответствии с ранее действовавшим законодательством, сохраняют силу до замены их новыми документами, удостоверяющими право собственности или право землепользования в соответствии с настоящим Указом».
Таким образом, даже если компания имеет законные документы на землю еще советских времен, то они должны быть признаны действительными.
В целом же для нормально функционирующего предприятия все документы необходимо своевременно приводить в соответствие с действующим законодательством для предотвращения ненужных, осложнений.
В. Бобров, кандидат с.-х. наук, советник налоговой службы I ранга, ст. менеджер компании «МinТaх»
Досье бухгалтера, №5, 2006,