Журнал БизнесLIfe
2012
Ерлан Галиев
Группа МинТакс

Ерлан Галиев, адвокат, партнер группы «МинТакс», адвокатская контора «Әдiлет Жарғысы» Сложность, изменчивость налогового законодательства Казахстана, наличие правовых пробелов являются причинами многочисленных налоговых споров между государством и налогоплательщиками.

Основаниями для возникновения налоговых споров, как правило, являются следующие юридические акты:
• уведомление по результатам налоговой проверки;
• акт налоговой проверки;
• уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
Обжалование каждого из указанных выше актов имеет свои юридические особенности (компетентный орган, сроки, порядок обжалования). Причем несоблюдение требований законодательства может привести к отказу в рассмотрении жалобы налогоплательщика судом либо компетентным органом, в связи с чем в этой сфере особое значение имеет квалифицированная юридическая помощь.
Сложность налоговых споров состоит еще и в том, что, как правило, одновременно с требованием по исполнению налогового обязательства, к примеру доначислением налогов и пени по ним, имеет место факт привлечения налогоплательщика к административной ответственности либо риск возбуждения уголовного дела.
Немаловажным является и тот факт, что защитником в деле об административном правонарушении и уголовном процессе на профессиональной основе может быть адвокат.
Нередко незнание налогоплательщиком разницы между налоговым спором и вопросом привлечения к административной либо уголовной ответственности приводит к негативным последствиям и, как следствие, к значительным материальным потерям.
К примеру, рекомендуем учитывать, что по окончании налоговой проверки составляется акт налоговой проверки. На основе этого акта налоговый орган вправе издать два документа – уведомление по результатам налоговой проверки и протокол об административном правонарушении.
Уведомление по результатам налоговой проверки может быть обжаловано либо в вышестоящем налоговом органе, либо в суде. К примеру, для налоговых управлений вышестоящим налоговым органом является налоговый департамент по соответствующей области либо городу республиканского значения, а для налоговых департаментов – Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан.
Кроме того, налогоплательщик вправе оспорить уведомление в специализированном межрайонном экономическом суде соответствующей области либо города республиканского значения в течение трех месяцев с даты его вручения либо получения решения вышестоящего налогового органа, в случае если уведомление было обжаловано.
По действующему законодательству, протокол об административном правонарушении по делам о занижении сумм налогов в декларации, составленный на основе акта налоговой проверки, передается в административный суд.
Если судом будет вынесено постановление о наложении административного взыскания, его необходимо обжаловать в 10-дневный срок с даты вручения. Нередко налогоплательщики упускают данный момент, полагая, что у них, также как и в случае с обжалованием уведомления по результатам налоговой проверки, имеется срок в 30 рабочих дней.
На практике достаточно часто требуется контроль адвоката за законностью применения налоговым органом способа обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства. Эти способы могут быть такими:
• приостановление расходных операций по банковским счетам;
• приостановление расходных операций по банковским счетам;
• ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента).
При этом, несмотря на спорность многих моментов в налоговом законодательстве и другие факторы, которые приводят к правовым спорам, законодательство об административных правонарушениях в этой сфере ужесточилось. К примеру, последними изменениями в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года №155-II, за занижение сумм налогов в декларации и некоторые другие административные правонарушения в области налогообложения, предусмотрен административный арест на срок до сорока пяти суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
В то же время происходит гуманизация уголовного законодательства РК по вопросам налогообложения. В том числе за налоговые преступления, совершенные физическим лицом, предусматривается уголовная ответственность, если сумма неуплаченного налога или обязательных платежей превышает две тысячи месячных расчетных показателя (МРП), что в настоящее время составляет 3 236 000 тенге взамен пятисот МРП, которые предусматривались ранее.
В свою очередь, неуплатой юридическим лицом налогов в крупном размере в уголовном законодательстве признается сумма, превышающая двадцать тысяч МРП (32 360 000 тенге) (ранее предусматривалось две тысячи МРП), и в особо крупном размере — пятьдесят тысяч МРП (80 900 000 тенге) (ранее предусматривалось пять тысяч МРП).
Таким образом, при защите интересов налогоплательщиков по налоговым правонарушениям адвокату следует учитывать требования нескольких отраслей права:
1) налогового законодательства;
2) законодательства об административных процедурах;
3) законодательства об административных правонарушениях;
4) гражданского процессуального права;
5) уголовного права;
6) уголовно-процессуального права.
Максимальный учет всех аспектов и особенностей указанных отраслей права позволяет адвокату эффективно обеспечить защиту прав обратившегося за правовой помощью налогоплательщика.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: