Ерлан Галиев, адвокат, партнер группы «МинТакс», адвокатская контора «Әдiлет Жарғысы» Сложность, изменчивость налогового законодательства Казахстана, наличие правовых пробелов являются причинами многочисленных налоговых споров между государством и налогоплательщиками.
Основаниями для возникновения налоговых споров, как правило, являются следующие юридические акты:
• уведомление по результатам налоговой проверки;
• акт налоговой проверки;
• уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
Обжалование каждого из указанных выше актов имеет свои юридические особенности (компетентный орган, сроки, порядок обжалования). Причем несоблюдение требований законодательства может привести к отказу в рассмотрении жалобы налогоплательщика судом либо компетентным органом, в связи с чем в этой сфере особое значение имеет квалифицированная юридическая помощь.
Сложность налоговых споров состоит еще и в том, что, как правило, одновременно с требованием по исполнению налогового обязательства, к примеру доначислением налогов и пени по ним, имеет место факт привлечения налогоплательщика к административной ответственности либо риск возбуждения уголовного дела.
Немаловажным является и тот факт, что защитником в деле об административном правонарушении и уголовном процессе на профессиональной основе может быть адвокат.
Нередко незнание налогоплательщиком разницы между налоговым спором и вопросом привлечения к административной либо уголовной ответственности приводит к негативным последствиям и, как следствие, к значительным материальным потерям.
К примеру, рекомендуем учитывать, что по окончании налоговой проверки составляется акт налоговой проверки. На основе этого акта налоговый орган вправе издать два документа – уведомление по результатам налоговой проверки и протокол об административном правонарушении.
Уведомление по результатам налоговой проверки может быть обжаловано либо в вышестоящем налоговом органе, либо в суде. К примеру, для налоговых управлений вышестоящим налоговым органом является налоговый департамент по соответствующей области либо городу республиканского значения, а для налоговых департаментов – Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан.
Кроме того, налогоплательщик вправе оспорить уведомление в специализированном межрайонном экономическом суде соответствующей области либо города республиканского значения в течение трех месяцев с даты его вручения либо получения решения вышестоящего налогового органа, в случае если уведомление было обжаловано.
По действующему законодательству, протокол об административном правонарушении по делам о занижении сумм налогов в декларации, составленный на основе акта налоговой проверки, передается в административный суд.
Если судом будет вынесено постановление о наложении административного взыскания, его необходимо обжаловать в 10-дневный срок с даты вручения. Нередко налогоплательщики упускают данный момент, полагая, что у них, также как и в случае с обжалованием уведомления по результатам налоговой проверки, имеется срок в 30 рабочих дней.
На практике достаточно часто требуется контроль адвоката за законностью применения налоговым органом способа обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства. Эти способы могут быть такими:
• приостановление расходных операций по банковским счетам;
• приостановление расходных операций по банковским счетам;
• ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента).
При этом, несмотря на спорность многих моментов в налоговом законодательстве и другие факторы, которые приводят к правовым спорам, законодательство об административных правонарушениях в этой сфере ужесточилось. К примеру, последними изменениями в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года №155-II, за занижение сумм налогов в декларации и некоторые другие административные правонарушения в области налогообложения, предусмотрен административный арест на срок до сорока пяти суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
В то же время происходит гуманизация уголовного законодательства РК по вопросам налогообложения. В том числе за налоговые преступления, совершенные физическим лицом, предусматривается уголовная ответственность, если сумма неуплаченного налога или обязательных платежей превышает две тысячи месячных расчетных показателя (МРП), что в настоящее время составляет 3 236 000 тенге взамен пятисот МРП, которые предусматривались ранее.
В свою очередь, неуплатой юридическим лицом налогов в крупном размере в уголовном законодательстве признается сумма, превышающая двадцать тысяч МРП (32 360 000 тенге) (ранее предусматривалось две тысячи МРП), и в особо крупном размере — пятьдесят тысяч МРП (80 900 000 тенге) (ранее предусматривалось пять тысяч МРП).
Таким образом, при защите интересов налогоплательщиков по налоговым правонарушениям адвокату следует учитывать требования нескольких отраслей права:
1) налогового законодательства;
2) законодательства об административных процедурах;
3) законодательства об административных правонарушениях;
4) гражданского процессуального права;
5) уголовного права;
6) уголовно-процессуального права.
Максимальный учет всех аспектов и особенностей указанных отраслей права позволяет адвокату эффективно обеспечить защиту прав обратившегося за правовой помощью налогоплательщика.