Действующие нормы законодательства
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» действие Закона распространяется на:
- индивидуальных предпринимателей (ИП);
- юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
При этом субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
Финансовые организации осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии c МСФО и нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Специальные финансовые компании и исламские специальные финансовые компании осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии c МСФО.
Субъекты среднего предпринимательства, а также государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса.
Субъекты малого предпринимательства, а также юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом, то есть могут не применять МСФО.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от ведения бухгалтерского учета освобождены только индивидуальные предприниматели при соответствии ИП одновременно следующим условиям:
- применяют в соответствии с Налоговым кодексом специальные налоговые режимы (СНР) на основе патента или упрощенной декларации;
- не состоят на регистрационном учете по НДС;
- не являются субъектами естественных монополий и регулируемых рынков.
При несоответствии одному из вышеуказанных условий, ИП обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.
ИП, соответствующий вышеуказанным условиям, но самостоятельно принявший решение о ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение.
Как показали результаты полевого исследования, проведенного ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана», с учетом указанных положений Закона о бухгалтерском учете, большинство ИП, работающих с применением СНР на основе патента или СНР на основе упрощенной декларации, не ведут бухгалтерский учет.
Анализ, вопросы и предлагаемые пути решения
То, что ИП не ведут бухгалтерский учет, объясняется отсутствием у большинства ИП необходимости в данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также несоразмерными, по сравнению с крупным и средним бизнесом, расходами на организацию и ведение бухгалтерского учета.
При сравнении малого бизнеса с крупным, необходимо рассматривать финансовые расходы, трудозатраты, а также психологические издержки.
Для малого бизнеса расходы на ведение учета выше, поскольку крупный и средний бизнес ведут бухгалтерский учет не только для целей налогообложения, но и в управленческих и иных целях.
При этом для малого бизнеса потребность в данных бухгалтерского учета обычно нужна только для расчета налоговых обязательств.
К психологическими издержками являются оправданное незнание большинством граждан РК теории и принципов МСФО, порядка ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности. Данное утверждение в отношении граждан в равной степени относится и к предпринимателям – субъектам малого бизнеса. Лишь мысль о необходимости ведения бухгалтерского учета, а тем более, о формировании финансовой отчетности, убивает у предпринимателя желание вести легальный бизнес и применять, например, СНР с использованием фиксированного вычета или становиться плательщиком НДС.
Следовательно, освобождение от обязательства по ведению бухгалтерского учета для ИП, работающих с применением СНР на основании патента и СНР на основании упрощенной декларации обосновано экономически и психологически.
Абсолютно непонятным является то, что, не исключены требования по ведению бухгалтерского учета для ИП, применяющих СНР с использование фиксированного вычета, при наличии в Налоговом кодексе полного описания правил ведения налогового учета, не основанного на бухгалтерском учете, и существенно отличающегося от него.
Также непонятным и препятствующим легализации операций малого бизнеса, является требование об обязательном ведении бухгалтерского учета, в случае если ИП является плательщиком НДС.
Решением вопроса является освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет всех ИП, применяющих любой из установленных СНР для малого бизнеса, включая ИП, применяющих СНР с использованием фиксированного вычета.
По нашему мнению, ИП должны быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и в случае, когда ИП является плательщиком НДС.
Отмена требования для ИП о ведении бухгалтерского учета, позволит ИП, без возникновения существенных дополнительных трат на организацию учета, перейти на учет доходов и расходов, и, соответственно, на учет полученного и уплаченного НДС.
Следует отметить, что использование предпринимателем возможности применять СНР и являться одновременно плательщиком НДС, будет значительным стимулом для применения безналичных платежей и перехода на учет доходов и расходов.
Вместо бухгалтерского учета указанные ИП должны будут вести установленный налоговым законодательством налоговый учет, в том числе по НДС, который должен быть максимально простым.
Данное решение в значительной степени снимет препятствие для регистрации деятельности ИП (сократит теневой сектор) и сократит издержки ИП на ведение учета.
Рекомендация не имеет существенных рисков для государства по следующим причинам:
- исходя из результатов полевого исследования ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана», ИП, за редким исключением, не ведут бухгалтерский учет;
- порядок ведения налогового учета, установленный для всех СНР, с учетом его совершенствования, является достаточным для исполнения налоговых обязательств.
Для стимулирования безналичных платежей, дополнительно считаем целесообразным не включать в расчет порога для постановки такого ИП на регистрационный учет по НДС доходы, полученные таким ИП путем безналичных платежей, в том числе доходы, полученные с использованием платежных карточек, в пределах суммы доходов, позволяющих применять СНР для малого бизнеса.
Основой изменения ситуации по упрощению учетных процедур и налогового администрирования малого и среднего бизнеса (МСБ) должно стать использование ERP-систем (автоматизация учета и обмена данными, в том числе с возможностями автоматического формирования налоговой отчетности, включая отчетность по НДС).
Цифровизация, как инструмент решения вопроса упрощения учетных процедур
Способствовать простоте ведения налогового учета ИП должна цифровизация учета. На данный момент, с развитием цифровых технологий, налоговый учет ИП, включая формирование и сдачу налоговой отчетности, может быть полностью автоматизирован.
Например, ИП, в зависимости от возможностей предоставленного ему программного продукта, может, находясь в своей торговой точке на рынке, используя свой смартфон:
- вести учет движения товаров и денежных средств;
- регистрировать приобретение и реализацию товаров, посредством выписки электронных счетов;
- производить оплату за приобретенные товары и услуги;
- автоматически учитывать доходы от безналичных расчетов за реализованные товары;
- вести кадровый учет;
- вести полный налоговый учет, в том числе вести налоговые регистры и формировать налоговую отчетность, использовать автозаполнение налоговых форм, рассчитывать Налоги и платежи за себя и своих работников, сдавать налоговую отчетность,
- оплачивать Налоги и платежи.
Все данные возможности цифровизации, удобные и простые в применении, стимулируют безналичные платежи, что снизит теневой сектор экономики, и, следовательно, повысит налогооблагаемую базу.
В решении вопроса по переводу учета ИП на цифровые технологии активное содействие государству могут оказать компании, реализующие цифровые инструменты (программные продукты), используемые для учета и отчетности МСБ.
При этом, надо систематизировать данный процесс путем установления учетной регистрации таких компаний и их программных продуктов, например, в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (НПП РК «Атамекен») на основании совместного плана мероприятий по развитию Налоговых отношений МСБ между НПП «Атамекен» и Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (КГД МФ РК). Данное простое действие автоматически придаст компаниям статус одобрения их деятельности со стороны государства и повысит доверие общества.
Дополнительно, КГД МФ РК и НПП «Атамекен», путем размещения информации о компаниях и их программных продуктах на своих информационных ресурсах, популяризирует их деятельность, что будет также способствовать расширению цифровизации налогового учета ИП.
Факт цифровизации учета ИП должен быть включен в состав критериев СУР, как один из критериев, снижающих уровень рисков ИП, отражаемый для ИП в его кабинете налогоплательщика. Это будет способствовать организации удаленных и «партнерских» отношений ИП с Органами государственных доходов.
Использование цифровых технологий для обеспечения простоты учета МСБ является чрезмерно важным.
Автор выражает благодарность НПП «Атамекен» и ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана» за предоставленную информацию о проводимых мероприятиях по поддержке малого и среднего бизнеса.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем. Материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на момент публикации.
Автор: Андрей Хорунжий, Управляющий партнёр Группы МинТакс.