Та­кая тен­ден­ция про­сле­жи­ва­лась в ян­ва­ре-но­яб­ре это­го го­да. Источник: Деловой портал Kapital.kz. 

В Ка­зах­стане в ян­ва­ре-но­яб­ре 2013 го­да про­из­ве­де­но 2,453 мил­ли­о­на тонн мо­тор­но­го топ­ли­ва (бен­зин, в том чис­ле авиа­ци­он­ный), что на 5,9% мень­ше, чем в ана­ло­гич­ном пе­ри­о­де 2012 го­да. Об этом со­об­щи­ло Агент­ство рес­пуб­ли­ки по ста­ти­сти­ке. 

Кро­ме то­го, по дан­ным Ста­та­гент­ства, в рес­пуб­ли­ке в от­чет­ном пе­ри­о­де про­из­ве­де­но 4,658 мил­ли­о­на тонн ди­зель­но­го топ­ли­ва (рост на 8,9%), 3,410 мил­ли­о­на тонн то­поч­но­го ма­зу­та (сни­же­ние на 3,7%). 

В Ка­зах­стане в на­сто­я­щее вре­мя ра­бо­та­ет три круп­ных неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих за­во­да: Пав­ло­дар­ский, Аты­ра­ус­кий и Шым­кент­ский. 

Си­ту­а­ция на топ­лив­ном рын­ке Ка­зах­ста­на за­ви­сит ис­клю­чи­тель­но от неф­те­до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний и на­ло­го­вой по­ли­ти­ки го­су­дар­ства. Од­на­ко при­ме­ня­е­мые ме­ры не ока­зы­ва­ют на ры­нок по­ло­жи­тель­но­го дей­ствия. Ско­рее на­о­бо­рот, по­пыт­ки вла­стей из­ба­вить стра­ну от де­фи­ци­та бен­зи­на ве­дут к ухуд­ше­нию ка­че­ства топ­ли­ва и ро­сту цен на него, пи­шет OilNews.​kz. 

Од­на из при­чин ро­ста цен в по­став­ках топ­ли­ва. Круп­ные ком­па­нии бе­рут бен­зин у се­бя по сво­им, за­кры­тым для по­сто­рон­них, це­нам. Роз­нич­ным про­дав­цам при­хо­дит­ся ид­ти на неф­те­ба­зы, так как НПЗ не ра­бо­та­ют в роз­ни­це. Это до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды: на неф­те­ба­зах це­ны вы­ше, чем на НПЗ. Плюс арен­да бен­зо­во­зов и необ­хо­ди­мость на­ли­чия у вла­дель­цев АЗС сво­бод­ных средств для пред­опла­ты. 

Вы­со­кая сто­и­мость бен­зи­на в стране объ­яс­ня­ет­ся и уста­ре­ло­стью и низ­кой эф­фек­тив­но­стью неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих за­во­дов. Так, ес­ли на пред­при­я­ти­ях США из тон­ны неф­ти по­лу­ча­ют 420 лит­ров бен­зи­на, то в Ка­зах­стане втрое мень­ше. Но глав­ное, это некор­рект­ность и слож­ность са­мой фор­му­лы рас­че­та роз­нич­ных цен на неф­те­про­дук­ты. По­след­нее по­вы­ше­ние цен на бен­зин, как при­знал­ся гла­ва АРЕМ, ста­ло ре­зуль­та­том де­фи­ци­та топ­ли­ва, а не ро­ста сто­и­мо­сти бар­ре­ля неф­ти на ми­ро­вом рын­ке. Од­на­ко, по­сле сня­тия огра­ни­че­ний на им­порт топ­ли­ва из Рос­сии, де­фи­цит ГСМ лик­ви­ди­ро­ван, но ни­кто не со­би­ра­ет­ся воз­вра­щать це­ну на бен­зин к ис­ход­но­му уров­ню. Несмот­ря да­же на то, что сто­и­мость бар­ре­ля неф­ти ни­же его сто­и­мо­сти в ок­тяб­ре 2012 го­да, ко­гда, на­при­мер, це­на лит­ра АИ-92 бы­ла уста­нов­ле­на на уровне 110 тен­ге.

Источник: Деловой портал Kapital.kz

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: