Бюллетень Бухгалтера
2018
Владимир Бобров
Группа МинТакс

СИТУАЦИЯ

Компания владеет земельным участком, однако документов, удостоверяющих право на этот земельный участок, у нее не было, тем не менее в соответствии с п. 2. ст. 325 Налогового кодекса компания уплачивала земельный налог. В ноябре 2006 года компания легализовала земельный участок. В декабре 2006 года, как только земельный участок был признан легализованным, компания вновь уплатила на него земельный налог в соответствии с п. 4 ст. 341 Налогового кодекса.

title

Согласно п. 2 ст. 325 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12.06.2001 г. пользователь земельного участка, не имеющий документов, удостоверяющих право на земельный участок, может быть плательщиком земельного налога на основании фактического владения и пользования таким участком, что, по нашему мнению, может являться одним из оснований для легализации недвижимого имущества.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона РК «Об амнистии в связи с легализацией имущества» от 5.07.2006 г. № 157-111 заявление на легализацию недвижимого имущества, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан, рассматриваются комиссией по проведению легализации имущества, создаваемой при местных исполнительных органах, а правила проведения легализации недвижимого имущества и типовое положение о комиссии, согласно п. 6 этой же статьи, определяются Правительством Республики Казахстан.

В настоящее время принято постановление Правительства РК от 19.07.2006 г. № 688, которым утверждены Правила оформления прав на земельные участки, легализованные в соответствии с Законом о легализации.

В вышеназванных Правилах излагается порядок оформления прав на легализованные земельные участки, однако не затрагиваются вопросы уплаты земельного налога, поскольку в дополнении, внесенном в ст. 341 Налогового кодекса Законом РК «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам амнистии в связи с легализацией имущества», четко записано, что налог на земельные участки, легализованные в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан об амнистии в связи с легализацией имущества, исчисляется с момента признания земельного участка легализованным, а земельный налог, уплаченный до момента легализации, считается исчисленным в соответствии с п. 2 ст. 325 настоящего Кодекса.

И хотя четких указаний налоговых органов по уплате земельного налога в указанной ситуации пока нет, следуя логике налогового законодательства, здесь должен быть применен принцип, изложенный в п. 8 ст. 340 Налогового кодекса, т.е. до легализации земельного участка (до 30 ноября 2006 года) фактический пользователь земельного участка должен будет уплачивать земельный налог на основании п. 2 ст. 325 Налогового кодекса, а с 1 декабря 2006 года (с момента признания земельного участка легализованным) и дальше уплата земельного налога должна будет производиться на основании право удостоверяющих документов, полученных в результате легализации.

В случае же расхождения между площадью, за которую уплачивался земельный налог на основании фактического пользования земельным участком, и площадью легализованного земельного участка вероятнее всего нужно будет сделать перерасчет.

Здесь возможны два варианта.

Если площадь легализованного земельного участка будет меньше площади, за которую уплачивался земельный налог по фактическому пользованию, то особых проблем для налогоплательщика не предвидится.

Если же площадь легализованного земельного участка будет больше площади, за которую уплачивался земельный налог по фактическому пользованию, то здесь у налогоплательщика могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что налоговые органы будут иметь возможность рассматривать недоплаченные суммы как сокрытие объекта налогообложения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кроме этого, при расхождении сумм уплаченного земельного налога с суммами, которые должны быть уплачены за легализованную площадь, у налогоплательщика могут возникнуть проблемы с перерасчетом корпоративного подоходного налога, поскольку уплаченные суммы налогов принимаются на вычет, следовательно, налогоплательщику необходимо будет пересчитывать совокупный годовой доход, подлежащий обложению корпоративным подоходным налогом.

Все эти вопросы, вероятно, будут рассмотрены в будущих разъяснительных письмах налоговых органов.

Налогоплательщикам необходимо дождаться этих разъяснений и в дальнейшем руководствоваться ими в своих действиях.

СИТУАЦИЯ

Руководитель компании согласен оплатить фитнес-зал для сотрудников. Бухгалтер затрудняется в 1 определении счетов, на которых необходимо отразить расходы по данной операции в бухгалтерском учете. По мнению бухгалтера, затраты по фитнес-залу могут быть сразу списаны.

Вопрос 1: Что нарушено?

Согласно п. 2 ст. 149 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) к доходам работника, облагаемым у источника выплаты, относятся любые доходы, выплачиваемые работодателем в денежной или натуральной форме, включая доходы, предоставленные работодателем в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды. При этом возникает косвенный доход у сотрудников, что, в свою очередь, увеличивает суммы, подлежащие удержанию (индивидуальный подоходный налог согласно ст. 153 Налогового кодекса, соцналог согласно ст. 316 Налогового кодекса, пенсионные отчисления согласно ст. 22, 22-1 ЗРК «О пенсионном обеспечении в РК» и социальные отчисления согласно ст. 14, 15 ЗРК «Об обязательном социальном страховании»). На основании изложенного затраты по фитнес-залу могут быть списаны сразу на невычитаемые расходы с удержанием всех налогов и отчислений по доходам работников, облагаемым у источника выплаты.

Вопрос 2: Какие последствия?

В случае невозможности исправления ситуации к предприятию будут применены следующие статьи Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (КоАП):

1)п. 1 ст. 209 КоАП: занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере тридцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, в размере пятидесяти процентов от доначисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет;

2)п. 3 ст. 209 КоАП: занижение налогоплательщиком сумм текущих платежей в бюджет влечет штраф на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере тридцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, в размере пятидесяти процентов от заниженной суммы текущих платежей;

3)п. 3 ст. 88 КоАП: неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридическим лицом или его должностными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством РК о пенсионном обеспечении, совершенное в виде несвоевременного и(или)неполного исчисления, удержания (начисления) и (или) уплаты (перечисления) обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, влечет штраф на должностных лиц в размере от двадцати до сорока, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, в размере от пятидесяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей;

4)п. 2 ст. 88-1 КоАП: неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по перечислению социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования юридическим лицом или его должностными лицами влечет штраф на должностных лиц в размере от двадцати до сорока месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, в размере тридцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, в размере пятидесяти процентов от суммы не перечисленных (несвоевременно перечисленных) социальных отчислений.

В случае не удержания всех налогов и отчислений с доходов работников, облагаемых у источника выплаты, к предприятию будут применены положения п. 1, п. 3 ст. 209, п. 3 ст. 88, п. 2 ст. 88-1 КоАП. Предприятие нарушает в этом случае п. 2 ст. 149, п. 4 ст. 151, ст. 153, ст. 316 Налогового кодекса, ст. 22, 22-1 ЗРК «О пенсионном обеспечении в РК» и ст. 14, 15 ЗРК «Об обязательном социальном страховании» и будет вынуждено выплатить штрафы. Как не ошибиться в других ситуациях при перечислении соцотчислений в Государственный фонд социального страхования, узнайте из брошюры «Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности юридических лиц в РК» (sit@katalog2006.in.kz) В то же время в соответствии с п. 5 ст. 60 КоАП уплата штрафов не освобождает предприятие от исполнения обязанности соблюдения всех требований законодательства.

Вопрос 3: Что делать?

Компании необходимо включить расходы, понесенные за сотрудников, в совокупный доход сотрудников с уплатой всех налогов, возникающих по заработной плате. При необходимости произвести корректировки расчетов в соответствии со ст. 71 Налогового кодекса.

На будущее:

Необходимо ввести внутренние стандарты или внутренние процедуры на предприятии во избежание подобных ошибок в будущем.

Владимир Бобров — КСН, советник налоговой службы I ранга, старший менеджер ТОО «MinTax»

2006

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: