Ситуация
Компания осуществляет реализацию инвестиционного проекта, который рассчитан на 5 лет (с 2003 по 2007 гг. включительно). Общая сумма инвестиционного проекта — 220 млн. тенге, в том числе по годам:
Дата ввода фиксированных активов | Стоимость фиксированных активов, млн. тенге |
2003 год | 47 |
2004 год | 42 |
2005 год | 57 |
2006 год | 36 |
2007 год | 38 |
Согласно заключенному контракту инвестору предоставляется следующая налоговая преференция: по налогу на имущество предоставляется освобождение от уплаты налога на имущество по вновь введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного, проекта сроком действия на 2 (два) года — с января года, следующего за годом ввода в эксплуатацию.Исходя из этого, бухгалтером был сделан расчет, согласно которому 220млн. тенге последовательно, в зависимости от года ввода, освобождаются от налога на имущество: по фиксированным активам, введенным в 2003 году, начисление налога на имущество начнется с января 2006 года. Аналогично по фиксированным активам, введенным в 2004 году, начисление налога на имущество начинается с января 2007 года и так далее.
Анализ ситуации
Мнение бухгалтера в данной ситуации является ошибочным. Согласно п. 2 ст. 139 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12.06.2001 года в редакции, действовавшей в 2003 году, порядок составления и заключения контракта на применение инвестиционных налоговых преференций определяется законодательным актом Республики Казахстан, регулирующим вопрос о государственных мерах по защите инвестиций.
Таким государственным актом является Закон РК от 8 января 2003 года № 370-П «Об инвестициях», в развитие которого Правительством РК было принято постановление «О некоторых вопросах реализации Закона Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 мая 2003 года № 436. Данным постановлением был утвержден Модельный контракт на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции, которым и должны руководствоваться обе стороны (Уполномоченный орган и Инвестор) при составлении контракта на осуществление инвестиций.
В пп. 1 п. 2 раздела 1 «Предмет Контракта» вышеназванного Модельного контракта должны указываться сроки действия налоговых преференций, причем имеется специальное пояснение, что в данном подпункте указываются даты начала и окончания применения налоговых инвестиционных преференций, в том числе и по налогу на имущество.
Таким образом, в самом Контракте на осуществление инвестиций надо было четко указать сроки действия налоговых инвестиционных преференций, допустим с 1 января 2004 года по 31 декабря 2005 года, если налоговая инвестиционная преференция по налогу на имущество предоставлялась, как указано в ситуации, на два года.
Если таких записей нет, следовательно, Контракт на осуществление инвестиций составлен недостаточно квалифицированно, что и вызвало дополнительные вопросы при его практической реализации.
Поскольку вопрос о практическом применении инвестиционных налоговых преференций довольно непрост, то по нему имеется ряд разъяснительных писем Налогового комитета МФ РК. В частности, от 7 октября 2003 года № НК-УМ-08-1/7888, от 22 декабря 2003 ода№НК-УМ-08-1-17/10339, от 14 мая 2004 года № НК-УМ-08-1-21/ 3897, от 18 ноября 2004 года № НК-08-1-13/15689 и от 22 мая 2006 года
№ НК-УМ-1-17/4613, где рассматриваются вопросы, аналогичные этим.
В письме от 22 декабря 2003 года № НК-УМ-08-1-17/10339 даже приводится пример по срокам действия инвестиционных налоговых преференций, в зависимости от сроков введения в эксплуатацию фиксированных активов, в значительной степени аналогичный условиям контракта, изложенным в заданном вопросе.
Ниже приводим с небольшими изъятиями выдержку из вышеназванного письма Налогового комитета МФ РК:
«Рассмотрим пример для налогоплательщика, осуществляющего хозяйственную деятельность на момент заключения контракта:
— дата заключения контракта — 2003 год;
— общая стоимость фиксированных активов, вводимых в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта, -800, 0 млн. тенге;
— срок действия преференций по корпоративному подоходному налогу — 5 лет;
срок действия преференций по налогу на имущество и налогу на землю -3 года;
— ввод в эксплуатацию фиксированных активов — с 2003 года;
— срок действия инвестиционных налоговых преференций с 01.01.2004 г. по 31.12.2008 г.
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Итого |
Введено в эксплуатацию, млн. тенге |
100.0 |
500.0 |
200.0 |
|
|
|
800.0 |
…Освобождение от уплаты налога инвестиционного проекта, … в данном случае будет на имущество по фиксированным активам — предоставляться с 01.01.2004-Рг-нв, введенным в рамках — 31.12.2006 г.».
Следуя же логике бухгалтера, изложенной в ситуации, в примере, приводимом в рассматриваемом письме Налогового комитета МФ РК, срок действия инвестиционных налоговых преференций по налогу на имущество должен был быть продлен до 31 декабря 2008 года, поскольку последние инвестиции в фиксированные активы были внесены в 2005 году.
Однако в письме Налогового комитета МФ РК четко указываются календарные сроки действия инвестиционных налоговых преференций по налогу на имущество в рассматриваемом конкретном случае — с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г., т.е. на три года, как это и указано в условиях заключенного конкретного инвестиционного контракта.
Этот вывод базируется на положении п. 6 ст. 139 Налогового кодекса в редакции, действовавшей в 2003 году, в котором было записано:
«6. Срок действия преференций определяется в каждом отдельном случае в зависимости от объемов и сроков окупаемости инвестиций, но не может превышать пять лет с даты, указанной в пункте 2 настоящей статьи».
По логике же бухгалтера, изложенной в вопросе, срок инвестиционной налоговой преференции по налогу на имущество должен составлять шесть лет — с 1 января 2004 года по 31 декабря 2009 года, что противоречит как положениям Налогового кодекса, так и условиям конкретного инвестиционного контракта.
Исходя из вышеизложенного, инвестиционная налоговая преференция по налогу на имущество в условиях конкретного инвестиционного контракта, указанных в заданном вопросе, действует с 1 января 2004 года по 31 декабря 2005 года, т.е. 2 года, как и указано в контракте.
С 1 января 2006 года компания должна уплачивать налог на имущество на общих основаниях.
Нарушения
В данной ситуации компания нарушила требования:
1) пункта 6 статьи 139 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12.06.2001 г. в редакции, действовавшей в 2003 г., в котором указаны конкретные сроки действия инвестиционных налоговых преференций.
2) подпункта 1 пункта 2 раздела 1 Контракта на осуществление инвестиций (предположительно, т.к. необходимо опираться на текст заключенного Контракта).
Последствия
В случае если компания будет действовать так, как это предлагает ее бухгалтер, то после истечения срока действия инвестиционных налоговых преференций по налогу на имущество, т.е. после 31 декабря 2005 года, ей будет начисляться неуплаченный налог на имущество и, возможно, возникнут проблемы с корпоративным подоходным налогом, поскольку неуплаченный налог на имущество повлияет на расчет налогооблагаемой базы для исчисления корпоративного подоходного налога.
Налоговые органы при проведении очередной налоговой проверки легко выявят неуплату налога на имущество вследствие неправомерного продления срока действия инвестиционных налоговых преференций по налогу на имущество, начислят неуплаченные суммы налога на имущество со всеми положенными по закону штрафными санкциями и пени с одновременным начислением штрафов руководителям компании, ответственным за уплату (неуплату) налогов.
В зависимости от неуплаченных сумм штрафные санкции колеблются от штрафов, установленных главой 16 «Административные правонарушения в области налогообложения» Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года, до части второй статьи 222 «Уклонение от уплаты налогов с организаций» Уголовного кодекса РК от 16 июля 1997 года, согласно которой неуплата организацией налогов или иных обязательных платежей в государственный бюджет в крупном размере (превышающем две тысячи месячных расчетных показателей) наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо с конфискацией имущества или без таковой.
Если компания будет действовать так, как предполагает бухгалтер, то за несколько лет неуплаты налога на имущество она легко накопит критическую сумму неуплаченного налога на имущество (2 млн. 60 тыс. тенге в современном исчислении), что неизбежно повлечет применение к ней и ее руководителям, ответственным за уплату (неуплату) налогов, вышеуказанных санкций согласно Уголовному кодексу РК.
При этом необходимо учитывать, что неуплата налога в течение нескольких лет обычно рассматривается как злостное и сознательное уклонение, отягощающее наказание.
Исправление
В связи с тем, что срок действия инвестиционных налоговых преференций по налогу на имущество у компании истек только 31 декабря 2005 года, то у компании имеется еще время, чтобы внести соответствующие исправления допущенных ошибок по уплате налога на имущество в 2006 году, доплатить неуплаченные суммы налога (которые компания должна была уплатить, согласно п. 6 ст. 356 Налогового кодекса, 20 февраля, 20 мая и 20 августа текущего года), затем 20 ноября этого года уплатить текущий платеж по налогу на имущество и в дальнейшем уплачивать налог на имущество согласно действующему налоговому законодательству.
Бухгалтеру необходимо тщательно изучить заключенный компанией инвестиционный контракт, проверить его соответствие Модельному контракту на осуществление инвестиций, предусматривающему инвестиционные преференции, утвержденному постановлением Правительства РК от 8 мая 2003 года №’436, и налоговому законодательству, действовавшему в 2003 году (в году заключения инвестиционного контракта), и действовать строго в рамках положений, указанных в этих документах. При несоответствии инвестиционного контракта вышеуказанным документам поставить вопрос перед руководством компании о необходимости внесения соответствующих изменений в контракт, для чего руководству компании необходимо будет поставить этот же вопрос уже перед уполномоченным органом
При заключении контрактов, договоров, соглашений, связанных с крупными инвестиционными вложениями, в будущем привлекать высококвалифицированных консультантов — специалистов своего дела, поскольку недопущение ошибок всегда стоит дешевле, чем их исправление.
Владимир Бобров, старший менеджер, советник налоговой службы I ранга консалтинговой компании «МинТах», г. Алматы
ББ-Крупный и средний бизнес, Август 2006, № 8