Сайт Группы МинТакс
2020
Алия Ваисова
Группа МинТакс

Алия Ваисова, Старший менеджер ТОО «МинТакс» в своей статье рассказала о применении вычета в размере одного минимального размера заработной платы (далее — МЗП) к доходам работников, являющихся гражданами иностранных государств, при исчислении обязательств по ИПН[1], удерживаемого у источника выплаты в РК[2].

В связи с часто возникающими вопросами относительно правомерности применения налогоплательщиком вычета в размере одного МЗП к доходам работников, являющихся гражданами иностранных государств при исчислении обязательств по ИПН, удерживаемого у источника выплаты в РК, рассмотрим соответствующие нормы  Налогового кодекса[3] и положения Конвенции, заключенной между Правительством РК и Правительством Российской Федерации в г. Москве 18 октября 1996 года «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» (далее – Налоговая конвенция с РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 317 Налогового кодекса, по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты гражданина РК, иностранца или лица без гражданства, являющегося резидентом РК (далее — физическое лицо-резидент), исчисление, удержание и перечисление ИПН, а также представление налоговой отчетности производятся налоговым агентом (работодателем) в порядке и сроки, которые установлены главой 35 Налогового кодекса, параграфом 1 главы 36, главой 38 и статьей 657 Налогового кодекса, по ставкам, предусмотренным статьей 320 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 351 Налогового кодекса, исчисление ИПН по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, производится налоговым агентом при начислении дохода, подлежащего налогообложению. Сумма ИПН исчисляется путем применения ставок, установленных статьей 320 Налогового кодекса в размере 10%, к сумме облагаемого дохода у источника выплаты, определяемого в соответствии с разделом 38 Налогового кодекса.

При этом, пунктом 1 статьи 353 Налогового кодекса предусмотрено, что сумма облагаемого дохода определяется в следующем порядке:
сумма доходов работника, подлежащих налогообложению у источника выплаты, начисленных за налоговый период, минус сумма корректировки дохода за налоговый период, предусмотренной пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, минус сумма налоговых вычетов в порядке, указанном в статье 342 Налогового кодекса.

Подпунктом 3) пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса установлено право на применение физическим лицом стандартных налоговых вычетов, одним из которых, согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 346 Налогового кодекса, является один МЗП, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года. Стандартный вычет применяется за каждый календарный месяц. Общая сумма стандартного вычета за календарный год не должна превышать 12-кратный МЗП, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Таким образом, при исчислении обязательств по ИПН с доходов, полученных гражданами РК, иностранцами или лицами без гражданства, являющимися резидентами РК, налогоплательщиком — налоговым агентом применяется стандартный налоговый вычет в размере одного МЗП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

При этом в соответствии с  подпунктом 1) пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса, резидентом РК в целях Налогового кодекса признается, физическое лицо:

— постоянно пребывающее в РК;
— непостоянно пребывающее в РК, но центр жизненных интересов которого находится в РК.

Согласно пункту 2 статьи 217 Налогового кодекса, физическое лицо признается постоянно пребывающим в РК для текущего налогового периода, если оно находится в РК не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

Вместе с тем, подпунктом 2) статьи 219 Налогового кодекса, определено, что нерезидентом в целях Налогового кодекса признается, несмотря на положения статьи 217 Налогового кодекса, иностранец или лицо без гражданства, которое признается нерезидентом в соответствии с положениями международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов.

Так, например, согласно пункту 1 статьи 4 Налоговой конвенции с РФ, термин «резидент Договаривающего Государства » означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации или создания, или любого другого критерия аналогичного характера.

Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве, только в отношении дохода из источников в этом Государстве или в отношении находящегося в нем капитала.

Пунктом 2 статьи 4 Налоговой конвенции с РФ предусмотрено, что, в случае, когда в соответствии с положениями пункта 1 статьи 4 Налоговой конвенции, физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его статус определяется следующим образом:

а) оно считается резидентом государства, в котором оно располагает имеющимся в его распоряжении постоянным жилищем; если оно располагает имеющимся в его распоряжении постоянным жилищем в обоих Договаривающихся Государствах, оно считается резидентом Государства, в котором оно имеет более тесные личные и экономические отношения (центр жизненных интересов);

б) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает имеющимся в его распоряжении постоянным жилищем ни в одном из Договаривающихся Государств, оно считается резидентом того Государства, в котором оно обычно проживает;

в) если оно обычно проживает в обоих Государствах или ни в одном из них, оно считается резидентом Государства, гражданином которого оно является;

г) если оно является гражданином обоих Государств или ни одного из них, компетентные органы Договаривающихся Государств решают вопрос по взаимному согласию.

Необходимо отметить, что вышеизложенные положения статьи 4 Налоговой конвенции с РФ аналогичны положениям большинства Налоговых конвенций, заключенных РК с правительствами иностранных государств.

Таким образом, при определении резидентства иностранных работников, пребывающих в РК более 183-х календарных дней и являющихся гражданами иностранного государства, с которым РК заключена Налоговая конвенция, необходимо руководствоваться положениями такой Налоговой конвенции, а именно пунктом 2 статьи 4 Налоговой конвенции.

Соответственно, при исчислении обязательств по ИПН с доходов, полученных такими иностранными гражданами, являющимися нерезидентами РК согласно положениям Налоговых конвенций, применение налоговым агентом стандартного налогового вычета в размере одного МЗП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, является неправомерным.

В случае подтверждения статуса «резидента РК» такими гражданами иностранного государства на основании сертификата резидентства РК, выданного налоговым органом РК в порядке, установленном статьей 218 Налогового кодекса, налоговый агент при исчислении обязательств по ИПН вправе применить стандартный налоговый вычет в размере одного МЗП, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

[1] Индивидуальный подоходный налог.
[2] Республика Казахстан.
[3] Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».


Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем. Материал выражает мнение автора и основан на нормативных правовых актах, действующих на момент публикации.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: