Журнал Файл бухгалтера
2018
Владимир Бобров
Группа МинТакс

КПН у источника выплаты на туристские услуги

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, определяемом в соответствии со статьей 224, от выпол­нения работ, оказания услуг, реализации товаров независимо от места их фактического выполнения, а также иные доходы являются доходами нерезидента и облагаются по ставке 20%. Туристические компании никогда не платили этот налог, т. к. выступают посредником между тур­оператором зарубежной страны и туристом, оказывая услуги по подборке, бронированию гостиниц, трансферта и т. д. и оплачивая за туриста данные услуги, за что получают доход в виде комиссии, сумма которой облагается КПН.

Каждый из нас может купить авиабилет, забронировать номер в гостинице через Интернет, офор­мить страховку, оплатить проживание в гостинице через карточку или личный счет или при помо­щи системы переводов, но люди пользуются услугами туркомпаний для того, чтобы им помогли сде­лать правильный выбор. Деньги за турпродукт платят туркомпании, которая, в свою очередь, опла­чивает услуги зарубежным представителям на основании выставленного инвойса (в котором ука­зано, за кого производится оплата, т. е. фамилии конечных потребителей, туристов), а в виде воз­награждения за оказанные услуги туристу туркомпания берет комиссию, которая, как было сказано выше, облагается КПН.

Специалисты налогового управления утверждают, что при переводе денег за туруслуги в Дубай ту­ристическая компания должна заплатить КПН в размере 20% от суммы перевода. Но фактически ко­миссия туркомпании за оказываемую услугу получается гораздо ниже, чем налог. В Налоговом кодексе 2005 года такой статьи нет, в 2006 году — есть, но ставка налога не указана, также как и в Налоговом кодексе 2007-2008 годов. То есть ставка налога введена только в 2009 году?

Правомерны ли в данном случае действия сотрудников налогового управления?


 

Как следует из вышеизложенного, конфликтная си­туация состоит в следующем.

Туристская компания — резидент РК оказывает пос­реднические услуги физическим лицам в организации им туристической поездки в одну из стран с льготным налогообложением, не оказывая самих туристских ус­луг в месте туризма, которые оказывает местный тур­оператор — резидент государства с льготным налого­обложением, определенный Перечнем, утвержден­ным постановлением Правительства РК от 31 дека­бря 2008 года № 1318.

В состав услуг, оказываемых туристской ком­панией — резидентом РК, в числе прочих входит и оплата за туриста туристских услуг туроперато­ру — резиденту государства с льготным налогооб­ложением, которые возмещаются туристской ком­пании — резиденту РК туристом, получающим ту­ристские услуги от турагентства — резидента госу­дарства с льготным налогообложением в этом го­сударстве.

На основании оплаты туристской компанией — ре­зидентом РК туроператору — нерезиденту РК туристских услуг, оказанных конкретному туристу за преде­лами РК в государстве с льготным налогообложени­ем, налоговые органы, руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 192 и подпунктам 2 статьи 194 дейс­твующего Налогового кодекса, требуют с туристской компании — резидента РК уплатить со всей перечис­ляемой суммы стоимости туристской путевки корпо­ративный подоходный налог (КПН) у источника вы­платы в размере 20% от общей суммы перечисляе­мых денег.

При этом величина самого налога значительно пре­вышает сумму, получаемую туристкой компанией — резидентом РК от туриста за оказанные ему посред­нические услуги.

При таких условиях туристская компания — рези­дент РК попадает в ситуацию, когда она просто не в состоянии уплатить корпоративный подоходный на­лог у источника выплаты, т. к. получаемая ею сумма за услуги, оказываемые туристу, значительно мень­ше самого налога.

В связи с этим у компании возникают сомнения в правомерности требований налоговых органов, т. к., исходя из логического мышления, совершенно ясно, что налог за оказанные услуги не может быть выше стоимости самой оказываемой услуги.

Чтобы разобраться с возникшими проблемами, обратимся, прежде всего, к Закону РК «О турист­ской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года № 211-11 (далее — Закон), чтобы чет­ко определиться с терминологическими понятия­ми и определениями, от понимания которых в зна­чительной степени зависит и налогообложение ту­ристкой деятельности, в частности, по оказанию ту­ристских услуг.

Итак, согласно подпункту 5 статьи 1 Закона, ту­ризм — это путешествие физических лиц продолжи­тельностью от двадцати четырех часов до одного го­да либо меньше двадцати четырех часов, но с ночев­кой, в целях, не связанных с оплачиваемой деятель­ностью в стране (месте) временного пребывания, а ту­ристом является, согласно подпункту 7 этой же ста­тьи, физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания на период от двадцати четы­рех часов до одного года и осуществляющее не ме­нее одной ночевки в ней (в нем) в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортив­ных, религиозных и иных целях без занятия оплачи­ваемой деятельностью.

В свою очередь, согласно подпункту 13 этой ста­тьи, туристские услуги — это услуги, необходимые для удовлетворения потребностей туриста, предоставляе­мые в период его путешествия и в связи с этим путе­шествием (размещение, перевозка, питание, экскур­сии, услуги инструкторов туризма, гидов (гидов-пе­реводчиков) и другие услуги, оказываемые в зависи­мости от целей поездки).

Из вышеприведенных определений следует, что ту­ристская компания — резидент РК как юридическое лицо никак не может быть потребителем туристских услуг, оказываемых, по определению, только физи­ческим лицам.

Поэтому юридическое лицо -туристская компания — резидент РК никак не может быть получателем ту­ристских услуг, а следовательно, и плательщиком за не получаемые им, по определению, услуги.

Плательщиком за получаемые от нерезидента РК туристские услуги, оказываемые в государс­твах (странах) с льготным налогообложением, мо­гут быть только физические лица — резиденты РК. которые, согласно действующему Налоговому ко­дексу, не являются ни плательщиком КПН, ни аген­том по его уплате, поскольку, согласно подпункту 31 статьи 12 действующего Налогового кодекса, на­логовый агент — это индивидуальный предпринима­тель, частный нотариус, адвокат, юридическое ли­цо, в том числе юридическое лицо-нерезидент, на которые в соответствии с Налоговым кодексом воз­ложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источни­ка выплаты.

Поэтому, если физическое лицо — резидент РК, именно как физическое лицо, приобретает турист­ские услуги у нерезидента РК, расположенного в стране (государстве) с льготным налогообложени­ем, с любой оплатой этих услуг — хоть банковским переводом, хоть переводом через посредника, ока­зывающего ему эту услугу на территории РК, он не является и не может являться согласно действую­щему Налоговому кодексу ни плательщиком КПН у источника выплаты, ни налоговым агентом по его удержанию.

Тем более не могут быть агентами по удержа­нию КПН у источника выплаты ни банк, осущест­вляющий перевод денег за границу физическим ли­цом (иначе все личные денежные переводы в стра­ны с льготным налогообложением пришлось бы об­ложить налогом у источника выплаты), ни посредни­ки, переводящие деньги от имени физических лиц — резидентов РК.

Как следует из всего вышеизложенного, турист­ская компания — резидент РК не должна уплачивать КПН у источника выплаты с денежных сумм, пере­водимых туристской компании — резиденту госу­дарства с льготным налогообложением, т. к. не яв­ляется собственником переводимых денежных сумм и не может получать туристские услуги по опреде­лению.

Налогоплательщик может подать жалобу в выше­стоящие налоговые органы согласно положениям раз­дела 21 Налогового кодекса, а в случае отказа в поло­жительном решении — подавать иски в суд на непра­вильное начисление налогов.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: