КПН у источника выплаты на туристские услуги
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, определяемом в соответствии со статьей 224, от выполнения работ, оказания услуг, реализации товаров независимо от места их фактического выполнения, а также иные доходы являются доходами нерезидента и облагаются по ставке 20%. Туристические компании никогда не платили этот налог, т. к. выступают посредником между туроператором зарубежной страны и туристом, оказывая услуги по подборке, бронированию гостиниц, трансферта и т. д. и оплачивая за туриста данные услуги, за что получают доход в виде комиссии, сумма которой облагается КПН.
Каждый из нас может купить авиабилет, забронировать номер в гостинице через Интернет, оформить страховку, оплатить проживание в гостинице через карточку или личный счет или при помощи системы переводов, но люди пользуются услугами туркомпаний для того, чтобы им помогли сделать правильный выбор. Деньги за турпродукт платят туркомпании, которая, в свою очередь, оплачивает услуги зарубежным представителям на основании выставленного инвойса (в котором указано, за кого производится оплата, т. е. фамилии конечных потребителей, туристов), а в виде вознаграждения за оказанные услуги туристу туркомпания берет комиссию, которая, как было сказано выше, облагается КПН.
Специалисты налогового управления утверждают, что при переводе денег за туруслуги в Дубай туристическая компания должна заплатить КПН в размере 20% от суммы перевода. Но фактически комиссия туркомпании за оказываемую услугу получается гораздо ниже, чем налог. В Налоговом кодексе 2005 года такой статьи нет, в 2006 году — есть, но ставка налога не указана, также как и в Налоговом кодексе 2007-2008 годов. То есть ставка налога введена только в 2009 году?
Правомерны ли в данном случае действия сотрудников налогового управления?
Как следует из вышеизложенного, конфликтная ситуация состоит в следующем.
Туристская компания — резидент РК оказывает посреднические услуги физическим лицам в организации им туристической поездки в одну из стран с льготным налогообложением, не оказывая самих туристских услуг в месте туризма, которые оказывает местный туроператор — резидент государства с льготным налогообложением, определенный Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РК от 31 декабря 2008 года № 1318.
В состав услуг, оказываемых туристской компанией — резидентом РК, в числе прочих входит и оплата за туриста туристских услуг туроператору — резиденту государства с льготным налогообложением, которые возмещаются туристской компании — резиденту РК туристом, получающим туристские услуги от турагентства — резидента государства с льготным налогообложением в этом государстве.
На основании оплаты туристской компанией — резидентом РК туроператору — нерезиденту РК туристских услуг, оказанных конкретному туристу за пределами РК в государстве с льготным налогообложением, налоговые органы, руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 192 и подпунктам 2 статьи 194 действующего Налогового кодекса, требуют с туристской компании — резидента РК уплатить со всей перечисляемой суммы стоимости туристской путевки корпоративный подоходный налог (КПН) у источника выплаты в размере 20% от общей суммы перечисляемых денег.
При этом величина самого налога значительно превышает сумму, получаемую туристкой компанией — резидентом РК от туриста за оказанные ему посреднические услуги.
При таких условиях туристская компания — резидент РК попадает в ситуацию, когда она просто не в состоянии уплатить корпоративный подоходный налог у источника выплаты, т. к. получаемая ею сумма за услуги, оказываемые туристу, значительно меньше самого налога.
В связи с этим у компании возникают сомнения в правомерности требований налоговых органов, т. к., исходя из логического мышления, совершенно ясно, что налог за оказанные услуги не может быть выше стоимости самой оказываемой услуги.
Чтобы разобраться с возникшими проблемами, обратимся, прежде всего, к Закону РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года № 211-11 (далее — Закон), чтобы четко определиться с терминологическими понятиями и определениями, от понимания которых в значительной степени зависит и налогообложение туристкой деятельности, в частности, по оказанию туристских услуг.
Итак, согласно подпункту 5 статьи 1 Закона, туризм — это путешествие физических лиц продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года либо меньше двадцати четырех часов, но с ночевкой, в целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания, а туристом является, согласно подпункту 7 этой же статьи, физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания на период от двадцати четырех часов до одного года и осуществляющее не менее одной ночевки в ней (в нем) в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью.
В свою очередь, согласно подпункту 13 этой статьи, туристские услуги — это услуги, необходимые для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемые в период его путешествия и в связи с этим путешествием (размещение, перевозка, питание, экскурсии, услуги инструкторов туризма, гидов (гидов-переводчиков) и другие услуги, оказываемые в зависимости от целей поездки).
Из вышеприведенных определений следует, что туристская компания — резидент РК как юридическое лицо никак не может быть потребителем туристских услуг, оказываемых, по определению, только физическим лицам.
Поэтому юридическое лицо -туристская компания — резидент РК никак не может быть получателем туристских услуг, а следовательно, и плательщиком за не получаемые им, по определению, услуги.
Плательщиком за получаемые от нерезидента РК туристские услуги, оказываемые в государствах (странах) с льготным налогообложением, могут быть только физические лица — резиденты РК. которые, согласно действующему Налоговому кодексу, не являются ни плательщиком КПН, ни агентом по его уплате, поскольку, согласно подпункту 31 статьи 12 действующего Налогового кодекса, налоговый агент — это индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, юридическое лицо, в том числе юридическое лицо-нерезидент, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты.
Поэтому, если физическое лицо — резидент РК, именно как физическое лицо, приобретает туристские услуги у нерезидента РК, расположенного в стране (государстве) с льготным налогообложением, с любой оплатой этих услуг — хоть банковским переводом, хоть переводом через посредника, оказывающего ему эту услугу на территории РК, он не является и не может являться согласно действующему Налоговому кодексу ни плательщиком КПН у источника выплаты, ни налоговым агентом по его удержанию.
Тем более не могут быть агентами по удержанию КПН у источника выплаты ни банк, осуществляющий перевод денег за границу физическим лицом (иначе все личные денежные переводы в страны с льготным налогообложением пришлось бы обложить налогом у источника выплаты), ни посредники, переводящие деньги от имени физических лиц — резидентов РК.
Как следует из всего вышеизложенного, туристская компания — резидент РК не должна уплачивать КПН у источника выплаты с денежных сумм, переводимых туристской компании — резиденту государства с льготным налогообложением, т. к. не является собственником переводимых денежных сумм и не может получать туристские услуги по определению.
Налогоплательщик может подать жалобу в вышестоящие налоговые органы согласно положениям раздела 21 Налогового кодекса, а в случае отказа в положительном решении — подавать иски в суд на неправильное начисление налогов.