Требуется ли наличие технической документации для отнесения расходов по ремонту на вычеты?
Ситуация
В соответствии с п. 4 ст. 113 Налогового кодекса расходы, связанные с заменой деталей основных средств (далее — ОС), произведенные в целях сохранения и поддержания технического состояния основного средства в соответствии с технической документацией, которые не увеличивают нормативного срока службы ОС и не повышают их производственной мощности, произведенные арендатором в отношении арендуемых ОС и не возмещаемые арендодателем, подлежат вычету в соответствии со ст. 92 Налогового кодекса.
Анализ ситуации
В соответствии с п. 4 ст. 113 действующего Кодекса РК от 12 июня 2001 года № 209-И «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс) расходы, связанные с заменой деталей (частей) основных средств, производимые в целях сохранения и поддержания технического состояния основного средства в соответствии с технической документацией, которые не увеличивают нормативного срока службы основных средств и не повышают их производственной мощности, произведенные арендатором в отношении арендуемых основных средств и не возмещаемые арендодателем в соответствии с договором аренды, подлежат вычету в соответствии со ст. 92 Налогового кодекса.
Согласно ст. 92 Налогового кодекса расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Налоговым кодексом определены случаи отнесения на вычеты расходов в пределах норм. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением совокупного годового дохода.
Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов. Расходы будущих периодов подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.
Таким образом, расходы на ремонт арендованных основных средств подлежат вычету у арендатора только в случае, если они предусмотрены в технической документации к основным средствам, и не подлежат возмещению в соответствии с договором аренды.
При отсутствии технической документации расходы на ремонт арендованных основных средств в целях налогообложения не учитываются.
В соответствии с пп. 2 п. 201 Правил составления декларации по КПН (форма 100.00), утвержденных приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, в разделе «Прочие» строка 100.16.005 предназначена для отражения суммы расходов на ремонт арендованных основных средств, произведенных арендатором и не возмещаемых арендодателем в соответствии с договором аренды, подлежащей отнесению на вычеты в соответствии с п. 4 ст. 113 Налогового кодекса, и заполняется на основании данных дополнительной формы. Дополнительная форма к строке 100.22.005 заполняется в соответствии с п. 207 указанных Правил.
В отношении технической документации следует сказать следующее.
Письмом Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 12 октября 2006 года № 07-1-2/3-10948 определено, что к технической документации относятся: стандарты, конструкторская документация, технический паспорт, инструкция по уходу, правила и строительные нормы по использованию и ремонту, а также правила, принципы, описания и др. документы, устанавливающие порядок и требования по использованию объектов технического регулирования.
Кроме того, законодательные акты СССР, которыми были утверждены инструктивные и др. документы, являющиеся технической документацией, в настоящее время могут применяться в части, не противоречащей законодательству Республики Казахстан, до принятия соответствующего нормативного правового акта Республики Казахстан.
При этом следует иметь в виду, что ст. 122 проекта нового Налогового кодекса, вводимого в действие с 1 января 2009 года, предусмотрено, что фактические расходы по фиксированным активам, понесенные при эксплуатации, ремонте, содержании и ликвидации фиксированных активов, отнесенные в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов:
1) увеличивают соответствующий стоимостный баланс группы (подгруппы);
2) при отсутствии стоимостного баланса группы (подгруппы) формируют стоимостный баланс группы (подгруппы) на конец текущего налогового периода.
Другие последующие расходы по фиксированным активам, понесенные при эксплуатации, ремонте, содержании и ликвидации активов, то есть фактические расходы по фиксированным активам, понесенные при эксплуатации, ремонте, содержании и ликвидации активов, не подлежащие отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости, подлежат вычету в порядке, установленном в ст. 100-114 проекта Налогового кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 122 проекта Налогового кодекса сумма последующих расходов, произведенных арендатором в отношении арендуемых основных средств, относится на вычеты.
Таким образом, с 1 января 2009 года для отнесения расходов по ремонту на вычеты, включая расходы по арендованным основным средствам, в соответствии со ст. 122 проекта Налогового кодекса, наличие технической документации не требуется.
Ключевые слова: техническая документация, аренда основных средств, вычеты, налогообложение, ремонт основного средства, увеличение балансовой стоимости.
Гаухар Каликурманова, Консультант департамента налоговых и таможенных консультаций ТОО «МинТакс»
Декабрь 2008