Бюллетень Бухгалтера
2008
Наталья Анохина
Группа МинТакс

Фиксированные активы в 2009 году

Ситуация 1

ТОО в 2008 году не вело учет в соответствии с МСФО. На балансе ТОО состоят несколько калькуляторов, телефонных аппаратов и других подобных основных средств. В конце 2008 года была проведена инвентаризация.

Каким образом правильно привести подобные ФА в соответствии с требованиями Налогового кодекса в 2009 году?

Анализ ситуации

Положениями налогового законодательства предусмотрено, что во исполнение своих налоговых обязательств налогоплательщики ведут учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением.

В статье 105 Кодекса РК от 12.06.2001 г. № 209-II «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс) дано определение, что фиксированные активы — основные средства и нематериальные активы, учитываемые в бухгалтерском балансе налогоплательщика в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее — РК) о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и используемые для получения совокупного годового дохода, за исключением основных средств и нематериальных активов, вводимых в эксплуатацию недропользователем до момента начала добычи после коммерческого обнаружения и учитываемых в целях налогообложения в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса.

При этом на основании статьей 106 Налогового кодекса в первоначальную стоимость основных средств включаются затраты по их приобретению, производству, строительству, монтажу и установке, а также другие затраты, увеличивающие их стоимость, кроме затрат, по которым налогоплательщик имеет право на вычеты в соответствии со статьями 92 — 103 Налогового кодекса.

Стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Новый Налоговый кодекс, введенный в действие с 1 января 2009 года, дает более широкое и четкое определение активам, относящимся к фиксированным активам.

Так, согласно пункту 1 статьи 116 нового Налогового кодекса, к фиксированным активам относятся:

1) основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО) и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода;

2)  активы сроком службы более одного года, произведенные и (или) полученные концес­сионером (правопреемником или юридическим лицом, специально созданным исключительно концессионером для реализации договора концессии) в рамках договора концессии;

3)  активы сроком службы более одного года, яв­ляющиеся объектами социальной сферы, ука­занными в п. 3 ст. 97 нового Налогового кодекса;

4)  активы сроком службы более одного года, которые предназначены для использования в течение более одного года в деятельности, направленной на получение дохода, полученные доверительным управляющим в доверительное управление по договору доверительного управления либо по иному акту об учреждении доверительного управления имуществом.

Стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных статьями 120 — 122 нового Налогового кодекса.

С точки зрения МСФО (IAS) 16 «Основные сред­ства», в частности п. 6, основные средства пред­ставляют собой материальные активы, которые:

1)   предназначены для использования в производстве или поставке товаров и услуг, для сдачи в аренду третьим лицам или для административных целей;

2)   предполагается использовать в течение более чем одного периода.

В свою очередь, на основании п. 7 этого же МСФО себестоимость объекта основных средств подлежит признанию в качестве актива только в том случае, если:

1)   поступление в организацию связанных с данным объектом будущих экономических выгод является вероятным;

себестоимость данного объекта может быть достоверно оценена.

Таким образом, если в соответствии с поло­жениями, предусмотренными учетной политикой налогоплательщика, активы, в том числе телефонные аппараты, калькуляторы и пр., будут признаны основными средствами.

При этом их учет при поступлении в бухгалтерском учете будет осуществлен в соответствии с МСФО и требованиями законодатель­ства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, то предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода, их стоимость посредством начисле­ния амортизации будет относиться на вычеты по нормам, предусмотренным новым Налоговым кодексом, для соответствующих групп фиксированных активов.

Кроме того, говоря о фиксированных активах, нельзя, не рассмотреть их как объекты обложения налогом на имущество, особенно тогда, когда в положениях нового Налогового кодекса имеют место существенные отличия от норм, ранее предусмотренных в положениях Налогового кодекса.

Для целей сравнения начнем с того, что со­гласно пункту 1 статьи 353 Налогового кодекса объектом обложения налогом на имущество для юридичес­ких лиц и индивидуальных предпринимателей являлись основные средства (в том числе объекты, находящиеся в составе жилищного фонда) и нематериальные активы, при этом налогооблагаемой базой, на основании пункта 1 статьи 354 Налогового кодекса, являлась среднегодовая балансовая стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.

Теперь же, в соответствии с пунктом 1 статьи 396 нового Налогового кодекса, объектом обложения налогом на имущество для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются здания, сооружения, жилые строения, помещения, а также иные строения, прочно связанные с землей (далее — здания), находящиеся на территории РК, являющиеся основными средствами или инвестициями в недвижимость.

Налогооблагаемой базой, на основании пункта 1 статьи 397 нового Налогового кодекса, по объектам налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.

Данное наглядно свидетельствует о том, что для целей обложения налогом на имущество объектами обложения будут являться только здания, находящиеся на территории РК, являющиеся основными средствами или инвестициями в недвижимость, в то время как по Налоговому кодексу объектами обложения являлись все основные средства и нематериальные активы.

Из этого следует сделать заключение, что в рас­сматриваемой ситуации основные средства в виде калькуляторов, телефонных аппаратов и иных основных средств, в соответствии с нормами, пре­дусмотренными новым Налоговым кодексом, не будут являться объектами для целей обложения налогом на имущество.

Ситуация 2

ТОО планирует заключить договор возмездного оказания услуг с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, на оказание разовой услуги — написание книги.

Бухгалтер ТОО считает, что у ТОО не возникает обязательства по начислению и выплате в бюджет индивидуального подоходного налога с выплаченной автору суммы.

Анализ ситуации

Точка зрения бухгалтера в отношении того, что у него не возникает обязательств по удержанию индивидуального подоходного налога (далее — ИПН) с дохода физического лица, выплачиваемого по договору возмездного оказания услуг, является ошибочной. Чтобы обосновать данный вывод, обратимся к нормам действующего законодательства Республики Казахстан.

Поскольку физическое лицо, о котором идет речь, не является работником ТОО, с ним заключен договор возмездного оказания услуг, по которому на основании статьи 683 Гражданского ко­декса РК исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определен­ные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, в рассматриваемом случае это написание книги.

С точки зрения налогового законодательства, в частности, на основании статьи 143 Кодекса РК от 12 июня 2001 года № 209-II «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс) объекты налогообложения ИПН, за исключением доходов, указанных в статьи 144 Налогового кодекса, подразделяются на доходы, облагаемые и не облагаемые у источника выплаты.

Статьей 146 Налогового кодекса доходы от разовых выплат отнесены к доходам налогоплательщика, облагаемым у источника выплаты посредством применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса, соответствующей 10 процентам.

В свою очередь, согласно статье 154 Налогового кодекса, к доходу от разовых выплат относятся доход налогоплательщиков по заключенным налоговыми агентами в соответствии с законодательством РК договорам гражданско-правового характера, а также другие разовые выплаты физическим лицам, за исключением:

1)   выплат индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам и адвокатам по доходам, связанным с их деятельностью, а также выплат физическим лицам по доходам, связанным с осуществлением деятельности с применением специального налогового режима на основе разового талона;

2)   выплат физическим лицам за приобретенные у них недвижимое имущество, механические транспортные средства и прицепы, подлежащие государственной регистрации.

Таким образом, доход физического лица по заключенному между ним и ТОО договору граж­данско-правового характера относится к доходам, облагаемым у источника выплаты по ставке в размере 10 процентов, и у бухгалтера имеет место обязательство по удержанию ИПН с дохода, выплачиваемого данному физическому лицу за оказанную услугу, в частности, написание книги.

Для сведения хотелось бы сказать, что так как рассматриваемое физическое лицо не является работником ТОО, выплачиваемый ему доход не является объектом обложения социальным налогом в соответствии со статьей 316 Налогового кодекса, с этого дохода не производятся исчисление обя­зательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, предусмотренных Законом РК «О пенсионном обеспечении в РК», а также социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования на основании Закона РК «Об обязательном социальном страховании».

Кроме того, в данной ситуации целесообразно обратить внимание бухгалтеру на то, что согласно статье 210 Кодекса РК от 30 января 2001 года № 155-II «Об административных правонарушениях» (далее — КоАП) неудержание или неполное удержание налоговыми агентами и иными уполномоченными органами (организациями) сумм налогов и других обязательных платежей, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет в соответствии с налоговым законодательством, влечет штраф:

на должностных лиц, индивидуальных предпри­нимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предприни­мательства или некоммерческими организациями, в размере тридцати,

на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере пятидесяти процентов от неудержанной суммы налогов и других обязательных платежей. В свою очередь физическое лицо должно знать, что на основании п. 4 ст. 19 Гражданского кодекса РК обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий:

1)   используют труд наемных работников на по­стоянной основе;

2)   имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в со­ответствии с налоговым законодательством, в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами РК.

Необлагаемый налогом размер совокупного го­дового дохода для физических лиц составляет 12-кратный размер минимальной заработной платы.

Таким образом, в случае, если сумма, полученная физическим лицом от оказания услуг, превышает необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, то на физическое лицо возлагается обязательство по регистрации в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.

Если такое обязательство возникло, однако оно не исполнено физическим лицом в части постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя, к последнему со стороны налоговых органов может быть применена норма статьи 205 КоАП, согласно которой нарушение установленного законодательными актами РК срока подачи заявления о постановке на регистрационный учет в налоговом органе влечет штраф:

— на физических лиц — в размере от пяти до десяти,

— на должностных лиц — в размере от десяти до двадцати, на юридических лиц — в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей (далее — МРП).

Нарушение установленного законодательными актами РК срока подачи заявления о постановке на регистрационный учет в налоговом органе более чем на девяносто дней влечет штраф на физических лиц в размере от десяти до двадцати, на должностных лиц — в размере от десяти до сорока, на юридических лиц — в размере от сорока до ста МРП.

Ключевые слова: физическое лицо, ремонтно-строительные работы, индивидуальный предприниматель, индивидуальный подоходный налог, договор возмездного оказания услуг.

Наталья Анохина, ст. консультант Департамента налоговых и таможенных консультаций ТОО «МинТакс»

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: