Журнал БизнесLIfe
2012
Жан Жотабаев
Группа МинТакс

Как известно, в соответствии с существующим порядком, государственные органы обязаны публиковать план проведения налоговых проверок на предстоящий год. В частности, Налоговым комитетом Министерства финансов РК разработан и официально опубликован План комплексных налоговых проверок на первое полугодие 2012 года.

Известно, что существуют такие факторы, как недостаточная определенность налогового законодательства, порой агрессивный подход налоговых органов при проведении проверки, а также часто встречающийся невысокий уровень профессиональных знаний у проверяющих по некоторым вопросам. В таких случаях при проведении проверки налоговыми органами у компаний возникают значительные риски дополнительных начислений по налогам. Помимо начислений по налогам в качестве санкций применяются административные штрафы (до 50% от суммы доначислений) и пеня. Кроме того, за налоговые правонарушения возможен также административный арест на срок до 45 суток, а также конфискация имущества налогоплательщика в размере суммы доначисления. Существуют способы снижения рисков при проведении налоговых проверок. Мы хотим напомнить, что если Вы обнаружили Вашу компанию в плане проверок, то, исходя из существующей практики, наиболее эффективными способами снижения рисков являются следующие:

1. Проведение предварительного налогового аудита (обзора) независимыми консультантами до начала налоговой проверки. Такой способ позволяет заранее устранить все возможные нарушения путем предоставления дополнительных деклараций, доплаты налогов (если необходимо), подготовки подтверждающей документации в случае ее отсутствия и так далее.

2. Сопровождение налоговой проверки консультантами и помощь в подготовке жалобы по ее результатам, включая дальнейшее сопровождение жалобы в налоговых органах. По спорным вопросам путем прямых переговоров консультантов с проверяющими с использованием соответствующих аргументов, основанных на применимом законодательстве, в ходе проведения проверки, как правило, достаточно часто удается исключить или минимизировать риски по налогам.

3. Помощь консультантов в подготовке иска и сопровождение в судебном процессе. Квалифицированная юридическая помощь имеет важное значение не только для решения текущего спорного налогового вопроса, но и в связи с тем, что решение либо постановление суда имеет обязательное (преюдициальное) значение для налогоплательщика по аналогичным делам в случае будущих судебных разбирательств. Соответственно, в некоторых случаях

имеется риск, что неблагоприятная позиция налогового органа отрицательно повлияет на последующие налоговые периоды. Как показывает практика, помощь юристов и консультантов позволяет правильно и четко сформировать позицию налогоплательщика в судебном разбирательстве, подготовить доказательственную базу, достаточную для защиты его прав и интересов.

В случае если у компании имеется запас по времени, то самым оптимальным и эффективным является первый способ, так как только он позволяет при минимальных затратах достичь наибольшего эффекта минимизации налоговых рисков.

Если же компания не располагает достаточным запасом времени для проведения налогового аудита (обзора), то следующим наиболее эффективным способом снижения доначислений налогов является сопровождение и последующее обжалование в вышестоящем налоговом органе и/или в суде.

Мы также хотим напомнить об основных сроках, существующих в процессе обжалования результатов налоговой проверки. Знание этих сроков позволит правильно и эффективно спланировать процесс обжалования.

• Жалобу в вышестоящий налоговый орган необходимо подать в течение 30 рабочих дней с даты, указанной в уведомлении.

• После получения решения вышестоящего налогового органа налогоплательщик вправе обжаловать его в уполномоченном органе (Налоговом комитете Министерства финансов РК) в течение 30 рабочих дней с даты получения решения вышестоящего налогового органа.

• Для приостановления рассмотрения административного производства (наложение штрафа) соответствующее ходатайство об отложении рассмотрения дела необходимо представить в административный суд сразу же после поступления протокола об административном правонарушении к судье либо в налоговый орган в зависимости от того, в какой из указанных органов поступило дело

• Иск в суд об обжаловании результатов налоговой проверки может быть представлен в течение 3 месяцев с даты получения уведомления либо, если оно было обжаловано, после получения решения вышестоящего налогового органа либо уполномоченного органа по итогам обжалования.

• Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции в течение 15 календарных дней с даты его вручения.

• Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в суде кассационной инстанции в течение 15 календарных дней с даты вручения постановления (в соответствии предлагаемыми изменениями срок обжалования может быть увеличен до 6 месяцев).

• Обжалование в Надзорной коллегии Верховного суда Республики Казахстан может быть осуществлено в течение одного года с даты вступления решения (постановления) суда в законную силу.

В заключение хочу отметить, что процесс проведения проверки может быть долгим и отнимать много времени и ресурсов. Поэтому, как только стало известно о предстоящей налоговой проверке, необходимо разработать план действий. Подготовленность компании играет решающую роль в успешном завершении налоговой проверки

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: