2019
Салтанат Сеильбекова
Группа МинТакс

Салтанат Сеильбекова, Консультант ТОО «МинТакс», в своей статье, комментирует наиболее важные изменения и дополнения, произошедшие с сентября 2019 года в законодательстве РК о государственных закупках.

Внесены существенные изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов РК от 11 декабря 2015 года № 648 (далее – «Правила»).

Так, с 1 сентября 2019 года введено новое квалификационное требование, предъявляемое к потенциальным поставщикам услуг (работ), а именно, для участия в государственных закупках необходимо являться финансово устойчивым предприятием, не имеющим налоговой задолженности, превышающей шестикратный размер МРП[1].

При этом, финансовая устойчивость потенциального поставщика определяется на основании сведений из информационных систем органов государственных доходов.

Ниже представлена таблица сведений, по которым должна определяться финансовая устойчивость потенциального поставщика.

Сведения Требования
Доходы

(оборотные средства)

Доходы (оборотные средства) потенциального поставщика в течение 3-х лет, предшествующих предыдущему году должны составлять не менее половины суммы, выделенной для осуществления государственной закупки, но не более четырестатысячекратного размера МРП
Уплаченные налоги Показатель уплаченных налогов в течение 3-х лет должен составлять не менее 3% от доходов потенциального поставщика. Расчет показателя уплаченных налогов определяется по следующей формуле:

ПУН = УН/СГД х 100%

где:

ПУН — показатель уплаченных налогов;

УН — сумма уплаченных налогов;

СГД — сумма совокупного дохода потенциального поставщика

Основные средства (ОС) средняя стоимость ОС потенциального поставщика в течение 3-х лет должна составлять не менее 1/15 части суммы, выделенной для осуществления государственной закупки, но не более четырестатысячекратного размера МРП
Фонд оплаты труда фонд оплаты труда работников потенциального поставщика в течение 3-х лет, предшествующих предыдущему году, должен составлять не менее 1/15 части суммы, выделенной для осуществления государственной закупки, но не более четырестатысячекратного размера МРП

 

Необходимо отметить, что квалификационное требование в виде финансовой устойчивости предъявляется к потенциальным поставщикам, участвующим в государственных закупках способом конкурса с предварительным квалификационным отбором по СМР[2]. При этом, если потенциальные поставщики не будут отвечать вышеуказанным требованиям, они не смогут принять участие в закупках. Данное требование позволит усилить профилактику неисполнения обязательств строительными компаниями. Кроме того, полагаем, это будет способствовать контролю и содействию выполнения финансовых и социальных обязательств потенциальными поставщиками перед  трудовыми коллективами.

Следующим нововведением для потенциальных поставщиков является введение электронного депозитария, который представляет собой электронную базу данных, содержащую сведения и документы, подтверждающие наличие опыта работы потенциальных поставщиков. Электронный депозитарий формируется на веб-портале по перечню ТРУ[3] уполномоченным органом на основании сведений и документов, подтверждающих опыт работы, вносимых потенциальными поставщиками на веб-портал государственных закупок РК.

При этом установлены сроки предоставления потенциальными поставщиками сведений и документов, подтверждающих опыт работы. Так, потенциальным поставщикам необходимо предоставить необходимые данные за предыдущие периоды (в течение последних 10 лет) до 31 октября 2019 года, а за текущий год до 31 декабря 2019 года. В случае не предоставления в указанные сроки сведений и документов, подтверждающих опыт работы, будет проведена процедура соответствия документов на их достоверность. Далее после подтверждения соответствующими государственными органами, должностными и иными физическими и юридическими лицам достоверности представленных документов, такие сведения будут внесены в электронный депозитарий.

Таким образом, данное нововведение позволит предотвратить предоставление потенциальными поставщиками недостоверной информации. В случае предоставления потенциальными поставщиками недостоверной информации по сведениям и документам, находящимся в электронном депозитарии, такой поставщик будет включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок сроком на 2 года.

На данный момент установлен перечень ТРУ, по которым формируется электронный депозитарий в сфере государственных закупок. Так, в данный перечень входят СМР и работы по проектированию. С перечнем сведений и документов, подтверждающих опыт работы потенциального поставщика, вносимых в электронный депозитарий, можно ознакомиться в приложении 26 к Правилам.

Далее, изменен порядок проведения конкурса с предварительным квалификационным отбором. Так данный конкурс осуществляется в два этапа. На первом этапе квалификационным органом формируется перечень квалифицированных потенциальных поставщиков. При этом, для включения в перечень квалифицированных потенциальных поставщиков, необходимо соответствовать условиям, указанным в приложении 4-1 к Правилам. Перечень квалифицированных потенциальных поставщиков формируется квалификационным органом на основе данных соответствующих информационных систем. На втором этапе заказчиком осуществляются государственные закупки способом конкурса среди потенциальных поставщиков, включенных в перечень квалифицированных потенциальных поставщиков.

Необходимо отметить, что, приказом Министерства финансов РК от 31 мая 2019 года утвержден перечень ТРУ, закупки которых осуществляются способом конкурса с предварительным квалификационным отбором. В данный перечень вошли следующие ТРУ:

  1. СМР (введено в действие с 1 сентября 2019 года);
  2. мебельная продукция (введено в действие с 1 июля 2019 года);
  3. товары легкой промышленности (введено в действие с 1 июля 2019 года);
  4. товары, относящиеся к категориям (согласно классификатора объектов информатизации) программного обеспечения и продукции электронной промышленности, включенным в реестр доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности (вводится в действие 1 января 2020 года);
  5. услуги по созданию и развитию объектов информатизации «Электронного правительства» (вводится в действие с 1 января 2020 года).

При этом также определены условия включения в перечень квалифицированных потенциальных поставщиков. Ниже в таблице представлены наименования ТРУ и условия их включения в перечень квалифицированных потенциальных поставщиков.

№ п/п Наименование товаров, работ, услуг Условия
1 СМР Являться финансово устойчивым
2 Мебельная продукция Наличие Индустриального сертификата, выданного Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» (НПП «Атамекен»)  производителю товаров мебельной промышленности
3 Товары легкой промышленности Наличие Индустриального сертификата, выданного НПП «Атамекен» производителю товаров легкой промышленности
4 Товары, относящиеся к категориям (согласно классификатору объектов информатизации) программного обеспечения и продукции электронной промышленности, включенным в реестр доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности Нахождение товара потенциального поставщика в реестре доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности, формируемого уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности
5 Услуги по созданию и развитию объектов информатизации Наличие соответствующего Индустриального сертификата, выданного НПП «Атамекен»

 

Следует отметить, что потенциальные поставщики автоматически исключаются из перечня квалифицированных потенциальных поставщиков, в случаях:

1) включения потенциального поставщика в реестр недобросовестных участников государственных закупок;

2) наличия ограничений, связанных с участием в государственных закупках, предусмотренных подпунктами 3), 4), 5), 6), 7), 8), 9) и 10) пункта 1 статьи 6 Закона о закупках[4].

Изменения коснулись и порядка предоставления потенциальными поставщиками заявок на участие. Теперь, заявка считается поданной при внесении потенциальным поставщиком обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Были внесены изменения в порядок определения демпинговой цены заявки на участие в конкурсе. Если ранее при подаче потенциальным поставщиком ценового предложения на участие в закупках ТРУ демпинговой ценой считалась сумма ниже на пол цены выделенной на закупки, то сейчас демпинговой ценой признается сумма ниже более, чем на 20%. Тем самым, недопущение демпинговой цены позволит заказчикам выбирать тех потенциальных поставщиков, которые, по их мнению, в состоянии исполнить договорные обязательства надлежащего качества, в рамках финансовых возможностей заказчика.

Далее, обозначены требования по опыту работы на рынке закупаемых ТРУ. Так, заказчик вправе указать квалификационное требование касательно опыта работы сроком от 1 года до 5 лет, в зависимости от выделенной суммы на осуществление государственных закупок способом конкурса или аукциона. В части обладания опытом работы установлены следующие требования:

Срок Сумма в МРП Сумма в тенге
1 год Более двадцатипятитысячекратного размера МРП 63 125 000
2 года Более пятидесятитысячекратного размера МРП 126 250 000
3 года Более стотысячекратного размера МРП 252 500 000
4 года Более стопятидесятитысячекратного размера МРП 378 750 000
5 лет Более двухсоттысячекратного размера МРП 505 000 000

 

Вместе с тем, введены новые формы сведений о квалификации. При этом потенциальными поставщиками при закупках работ в сфере строительства (СМР и работы по проектированию) и не связанных со строительством предоставляются сведения о квалификации, заполненные по различным формам.

Таким образом, потенциальным поставщикам представлены обновленные формы сведений о квалификации потенциального поставщика для закупок ТРУ, согласно приложениям 55-16 и 7 к Правилам.

В свою очередь введены и новые формы типовых договоров, которые так же различны для закупок ТРУ. При этом типовые договора при закупках работ, связанных и не связанных со строительством, также отличаются друг от друга. С формами типовых договоров можно ознакомиться в приложениях 19, 20, 20-1, 20-2, 20-3, 21 к Правилам.

С представленными в статье положениями Закона о государственных закупках, а также Правилами осуществления государственных закупок можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе информационно-правовой системы нормативных правовых актов РК «Әділет».

[1] Месячный расчетный показатель, устанавливаемый Законом РК «О республиканском бюджете» на очередной финансовый год (размер одного МРП в 2019 году составляет 2 525 тенге).
[2] Строительно-монтажные работы.
[3] Товары, работы и услуги.
[4] Закон РК «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: