Салтанат Сеильбекова, Консультант ТОО «МинТакс», в своей статье рассматривает актуальные изменения в сфере закупок, произошедшие в 2019 году.
С начала 2019 года были внесены изменения и дополнения в законодательство РК[1], регулирующее сферу государственных закупок, закупок АО[2] «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и закупок недропользователей. В данной статье рассмотрены изменения и дополнения в каждой сфере закупок.
Так, с 1 января 2019 года в РК были введены в действие изменения и дополнения в Закон о государственных закупках[3], в том числе в части закупок квазигосударственного сектора, которые, были направлены на совершенствование государственных закупок и законодательное регулирование закупок квазигосударственного сектора.
С учетом последних изменений Закона о государственных закупках, опубликованных 19 апреля 2019 года, остановим внимание на наиболее важных изменениях.
Начнем с того, что, с 1 января 2019 года услуги по использованию (доступу) веб-портала государственных закупок стали для потенциальных поставщиков оказываться на платной основе. Цена на услуги по использованию веб-портала установлена единым оператором в сфере государственных закупок по согласованию с уполномоченным органом. В этой связи, доступ на веб-портал государственных закупок будет обеспечен потенциальным поставщикам после заключения соответствующего договора и оплаты услуг один раз в год. Ниже представлена таблица стоимости услуг, утвержденная Решением Совета директоров АО «Центр электронных финансов» №15 от 29 декабря 2018 года по согласованию с Министерством финансов РК.
Предельная сумма Договора | Тариф в МРП | Тариф в тенге |
До 1 миллиона тенге | 1 МРП в год | 2 525 тенге в год |
До 10 миллионов тенге | 10 МРП в год | 25 250 тенге в год |
До 100 миллионов тенге | 20 МРП в год | 50 500 тенге в год |
До 1 миллиарда тенге | 60 МРП в год | 151 500 тенге в год |
Не ограничено | 122 МРП в год | 308 050 тенге в год |
Таким образом, каждый потенциальный поставщик может выбрать соответствующий для него тариф, с учетом особенностей его участия в закупках.
Незначительные изменения коснулись случаев по возврату обеспечения заявок на участие в конкурсе. Так, в случае отзыва потенциальным поставщиком своей заявки до окончания срока предоставления заявок, обеспечение заявки будет возвращено в течение трех рабочих дней с даты опубликования протокола вскрытия заявок потенциальных поставщиков. Процедура возврата обеспечения заявок аналогична процедуре как в случае подписания договора о государственных закупках и внесения обеспечения исполнения договора. Таким образом, срок возврата обеспечения заявок не изменился, изменились незначительно условия.
Были внесены изменения в способы внесения обеспечения исполнения договора. Помимо привычных способов внесения обеспечения исполнения договора, таких, как гарантийный денежный взнос, банковская гарантия, был добавлен такой способ, как предоставление договора страхования гражданско-правовой ответственности поставщика в соответствии с подпунктом 3) части второй пункта 11 статьи 43 Закона о государственных закупках.
Далее, если ранее потенциальные поставщики, участвующие в конкурсе, имели возможность просматривать заявки других потенциальных поставщиков с момента размещения протокола вскрытия, то сейчас это возможно только по истечении трех рабочих дней со дня размещения протокола предварительного допуска. Возможно, данное нововведение связано с тем, что потенциальные поставщики, заявки которых были отклонены, могут дополнить свои заявки опираясь на заявки других поставщиков, что является нечестным и может трактоваться как плагиат. Ведь не случайно срок для приведения заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации совпадает со сроком доступа на просмотр заявок других потенциальных поставщиков.
Кроме того, обжаловать действия (бездействия), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, могут только те потенциальные поставщики, которые непосредственно принимают участие в закупках. Иными словами, жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации, рассматриваться не будут, в целях недопущения срыва конкурса.
Изменения коснулись и заказчиков, организаторов государственных закупок. Так, для них введен новый пункт в Закон о государственных закупках, согласно которому, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе на предмет соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации, конкурсная комиссия, в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона, вправе запросить у потенциальных поставщиков материалы и разъяснения в связи с их заявками и необходимую информацию у соответствующих физических или юридических лиц, государственных органов. Данный пункт значительно упрощает процедуру рассмотрения, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, а также позволяет своевременно обнаружить представление потенциальными поставщиками недостоверной информации.
Учитывая предыдущую редакцию Закона о государственных закупках, согласно протоколу предварительного допуска, потенциальные поставщики имели право довести заявку на участие в конкурсе до соответствия ее требованиям конкурсной документации. Однако, теперь такое право есть не у всех потенциальных поставщиков. Так, потенциальные поставщики, нарушившие требования статьи 6 Закона о государственных закупках, предоставившие недостоверную информацию по квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации, не внесшие обеспечение заявки на участие в конкурсе либо не внесшие его в размере, определенном Законом, ограничены в праве приведения заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации.
Важно отметить, что добавлено условие, согласно которому, потенциальный поставщик может быть не допущен к участию в конкурсе, в случае непредставления сведений об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, полученным посредством веб-портала после даты объявления конкурса.
Кроме того, наличие в сведениях соответствующего органа государственных доходов информации о налоговой задолженности и задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям в размере, превышающем шестикратный МРП[4], также является основанием для отклонения участия потенциальных поставщиков в конкурсе.
В свою очередь, сведения о налоговых исчислениях также будут влиять на сопоставлении условных цен при их равенстве. Так, победителем будет признан участник конкурса, имеющий больший показатель по сумме уплаченных налогов за четыре года, предшествующие предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов. Данные условия, касательно налоговых исчислений способны повысить поступление налогов в казну и повысить уровень социальной защищенности граждан. Необходимо отметить, что процедура по получению информации по налоговой задолженности потенциальные поставщики могут получить автоматически на веб-портале государственных закупок, и срок получения информации по практическим наблюдениям, составляет приблизительно от 5 до 15 минут, что никак не затрудняет процесс подготовки конкурсной заявки.
Дано четкое определение демпинговой цены и определены меры по недопущению демпинга. Так, согласно пункту 1 статьи 26 Закона о государственных закупках, демпинговой ценой признается цена, предложенная участником конкурса, которая является ниже порогового значения, определяемого правилами осуществления государственных закупок. На сегодняшний день, потенциальные поставщики могут указать сниженную цену, при условии внесения потенциальным поставщиком дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы в размере, равном сниженной сумме от минимальной допустимой цены, не признаваемой демпинговой. Однако необходимо учитывать список ТРУ[5], по которым нельзя намеренно занижать цены. Тем самым, недопущение демпинговой цены позволит заказчикам выбирать тех потенциальных поставщиков, которые, по их мнению, в состоянии исполнить договорные обязательства надлежаще и качественно, в рамках финансовых возможностей заказчика.
Важно отметить и значительные изменения, которые направлены на снижение закупок из одного источника. Так, были сокращены основания, по которым имеется возможность осуществить закуп из одного источника. Также, если государственные закупки способом конкурса признаны несостоявшимися, заказчик обязан повторно провести государственные закупки, что также снижает возможность закупа из одного источника.
Кроме того, увеличилась пороговая сумма закупок из одного источника со 100 МРП до 500 МРП (с 252 500 до 1 262 500 тенге). Также, появилась возможность закупа способом из одного источника путем прямого заключения договора, если общая годовая сумма не превышает 1 262 500 тенге (за 2019 год). Важно отметить, что данное условие возможно только в случае закупа работ и услуг. Что касается закупа товаров, то, учитывая изменения, у заказчиков появилась возможность указывать в размещаемой информации фирменные наименования товаров, если стоимость товаров не превышает 1 000 МРП (2 525 000 тенге).
Вместе с тем изменения в законодательстве по вопросам государственных закупок коснулись и Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК. Так, ссылаясь на статью 207 Закона о государственных закупках, за нарушение законодательства РК о государственных закупках устанавливается административная ответственность должностных лиц. При этом штраф на должностных лиц варьируется от 10 МРП до 200 МРП (от 25 250 до 505 000 тенге).
Далее рассмотрим, какие изменения произошли в Правилах закупок[6], вступившие в силу с 25 января и с 15 апреля 2019 года.
Значительно изменились сроки по таким процедурам, как срок размещения проекта тендерной документации, который уменьшился с 10 рабочих дней до 5 рабочих дней. Срок опубликования замечаний к проекту тендерной документации, а также запросы о разъяснении положений проекта тендерной документации сократился с 5 рабочих дней до 3 рабочих дней. Срок принятия решений после опубликования предварительного обсуждения тендерной документации сократился с 5 рабочих дней до 2 рабочих дней. Срок размещения утвержденной тендерной документации уменьшился с 15 рабочих дней до 10 рабочих дней.
Важно отметить, что также сократился срок заключения договора о закупках. Так, теперь победитель закупок, проведенных способом запроса ценовых предложений, должен подписать проект договора о закупках в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения проекта договора о закупках, подписанного со стороны заказчика. При этом договор о закупках способом тендера или запроса ценовых предложений заключается в сроки, указанные в протоколе об итогах закупок, но не ранее, чем через 5 (пять) рабочих дней и не более 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания протокола об итогах. Договор же о закупках способом из одного источника заключается в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты принятия решения об осуществлении закупок способом из одного источника. Также, если раньше срок заключения договора о закупках с нерезидентами РК мог быть продлен на 10 (десять) календарных дней, то сейчас данное условие вовсе исключено.
Необходимо подчеркнуть, что Советом директоров Фонда было принято решение исключить пункт 140 Правил закупок, поэтому в обновленной системе больше нет возможности подписания договора путем прямого заключения. Равно как исключено и планирование закупок способом из одного источника путем прямого заключение договора.
Немаловажной процедурой для потенциальных поставщиков является процедура сопоставления документов, представленных в составе заявки. Процедура предоставления заказчику оригиналов и/или нотариально засвидетельствованных копий документов, представленных им в составе заявки, не изменилась. Но, изменился порядок протоколирования сопоставления, который теперь формируется автоматически, прямо в системе.
Были внесены изменения в части содержания информации в объявлении закупок способом запроса ценовых предложений, согласно которым, не допускается содержание в объявлении о закупках способом запроса ценовых предложений требования о предоставлении потенциальными поставщиками образцов закупаемых товаров, за исключением случаев определенных Правилами закупок. В то время как в законодательстве РК, регулирующем сферу государственных закупок, у заказчиков появилась такая возможность указания в размещаемой информации фирменных наименований товаров, если стоимость товаров не превышает 1 000 МРП (2 525 000 тенге).
Добавлены случаи, согласно которым заказчик вправе осуществить закупки способом из одного источника на основании решения руководителя исполнительного органа заказчика или иного уполномоченного им лица. Также, Правила закупок ограничивают возможности первого руководителя или доверенного лица лично распоряжаться крупными средствами предприятия. Другими словами, заказчик, утвердивший решение закупа из одного источника по результатам несостоявшейся закупки, согласно подпункту 1 пункта 137 и подпункту 11 пункта 138 Правил закупок обязан получить разрешение коллегиального органа.
В заключение осталось рассмотреть изменения в законодательстве РК, регулирующем сферу закупок недропользователей. Как известно, закупки недропользователей регулируются Правилами приобретения ТРУ при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых[7] и Правилами приобретения ТРУ по разведке или добыче углеводородов, или добыче урана[8].
На сегодняшний день, приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 11 апреля 2019 года №209 внесены изменения в Правила приобретения ТРУ при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых, введенные в действие с 5 мая 2019 года.
Таким образом, исключен этап обеспечения конкурсной заявки при проведении закупа способом открытого тендера.
Далее, дополнен список обязательных документов, которые необходимо представить в составе заявки. Список документов представлен в пункте 41 Правил приобретения ТРУ при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых.
Кроме того, в подпункт 10 пункта 65 вышеуказанных Правил добавлено условие, согласно которому конкурсная комиссия отклоняет конкурсную заявку и не допускает потенциального поставщика к участию в открытом конкурсе. Данное условие изложено в следующей редакции: «потенциальный поставщик (участники консорциума) и (или) привлекаемый им подрядчик, и (или) их руководитель, учредители (акционеры), участники включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в порядке, установленном законодательством РК».
Также, появилась возможность отклонения конкурсной заявки в случае наличия у заказчика информации, содержащейся на официальных общедоступных электронных информационных ресурсах, собственники которых уполномочены на размещение этой информации на законных основаниях, согласно которой в отношении потенциального поставщика вынесен вступивший в законную силу приговор суда по коррупционным и (или) иным уголовным правонарушениям и (или) в отношении которых введены ограничительные меры политического и (или) экономического характера со стороны международных и региональных организаций, участником которых является РК, а также стран юридически и (или) фактически признанных РК.
Кроме того, Правила приобретения ТРУ при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых дополнены пунктом 85 касательно перечня ТРУ, закупаемых из одного источника.
Вместе с тем, указанные выше Правила дополнены подпунктами 10, 11, 12 в пункте 122 в части внесения изменений в заключенный договор о приобретении ТРУ при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика.
Таким образом, в статье представлены существенные изменения в законодательстве РК, регулирующем сферу государственных закупок, закупок АО ФНБ «Самрук-Казына» и закупок недропользователей в 2019 году. С представленными в статье Законом о государственных закупках, а также Правилами приобретения ТРУ при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых, можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе информационно-правовой системы нормативных правовых актов РК «Әділет». С Правилами закупок ТРУ АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» можно ознакомиться на официальном сайте АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына».
[1] Республика Казахстан.
[2] Акционерное общество.
[3] Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК.
[4] Месячный расчетный показатель, установленный законом РК «О республиканском бюджете» на соответствующий финансовый год.
[5] Товары, работы и услуги.
[6] Правила закупок товаров, работ и услуг акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления (далее – Правила закупок Самрук-Казына) изменены и дополнены решением очного заседания Совета директоров АО «Самрук-Қазына» от 13 декабря 2018 года № 156.
[7] Правила приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых, утвержденные приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 21 мая 2018 года №355.
[8] Правила приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по разведке или добыче углеводородов и добыче урана, утвержденные приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 18 мая 2018 года № 196.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем. Материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на момент публикации.