В соответствии с письмом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 07 июня 2013 года № НК-13-55-4256 (далее – «Письмо»), нормы Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенной странами — участницами Конвенции в г. Кишиневе 07 октября 2002 года, и ратифицированной Законом Республики Казахстан от 10 марта 2004 года № 531 (далее – «Кишиневская конвенция»), не распространяются на налоговые отношения, поскольку применимы только в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

Так, согласно Письму, применение сертификатов резидентства для налоговых целей резидентами стран-участниц Кишиневской конвенции, является неправомерным без проведения обязательной дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, учитывая позицию налоговых органов, изложенную в Письме, если казахстанскими налогоплательщиками при выплате доходов нерезидентам, являющимся резидентами стран-участниц Кишиневской конвенции, были применены положения международных договоров об избежании двойного налогообложения в виде сниженной ставки налога или полного освобождения доходов от налогообложения на основании сертификатов резидентства, без дипломатической или консульской легализации с учетом норм Кишиневской конвенции, то, данное действие приводит к риску доначислений по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с доходов нерезидентов Республики Казахстан, с соответствующим начислением пени и применением административных штрафов.

Возникшие налоговые риски на основании вышеуказанного Письма могут быть устранены путем проведения дипломатической или консульской легализации сертификатов резидентства по налоговым периодам, в которых были применены снижение налоговой ставки или освобождение от налога.

Также, по нашему мнению, для снижения рисков можно подготовить доказательственную базу правомерности применения норм Кишиневской конвенции, в том числе, с учетом предыдущих разъяснений налоговых органов и позиции компетентных органов соответствующих стран — участниц Кишиневской конвенции.

В настоящее время, учитывая разъяснения Уполномоченных органов стран-участниц Кишиневской конвенции, в частности Федеральной Налоговой службы Российской Федерации, специалисты Группы МинТакс прорабатывают формальные юридические требования, соблюдение которых необходимо для подтверждения резидентства налогоплательщиков, являющихся резидентами стран-участниц Кишиневской конвенции.

В случае возникновения у Вас вышеизложенных налоговых рисков, специалисты Группы МинТакс будут рады обсудить сложившуюся фактическую ситуацию по данному вопросу и оказать необходимую практическую помощь в проведении мероприятий для их минимизации.


Страны-участницы Кишиневской Конвенции: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Кыргызская Республика, Украина.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: