Партнер Группы МинТакс, Сертифицированный аудитор, член ПАО «Коллегия аудиторов», DipIFR (ACCA), Сертификат CIPA, Квалификационное свидетельство Налогового консультанта, член Ревизионной комиссии ПНК РК, Гаухар Нарбекова рассмотрела некоторые вопросы, касающиеся отнесения на вычеты в целях налогообложения корпоративным подоходным налогом расходы по аудиту финансовой отчетности, понесенные субъектами предпринимательства.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем. Материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации.
В последнее время, в результате проведения налоговых проверок, часто встречаются случаи доначисления сумм КПН путем исключения из вычетов расходов налогоплательщика, связанных с его предпринимательской деятельностью, которые, по мнению проверяющих специалистов органов государственных доходов, являются расходами, не связанными с деятельностью, направленной на получение дохода, и подлежат исключению из вычетов в соответствии в соответствии с подпунктом 1) статьи 115 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (далее — «Налоговый кодекс»)
Хотелось обратить внимание, что определение понятий «затрат, не связанных с деятельностью, направленной на получение дохода», а также «затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода» в Налоговом кодексе не содержится.
Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V (далее — «Предпринимательский кодекс»), предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, оралманов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство), либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса, расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом. При этом, в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, размер относимых на вычеты расходов не должен превышать установленные нормы. В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса, вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее — «МСФО») и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Расходы будущих периодов подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.
В соответствии с подпунктом 3) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» (далее — «Закон об аудите»), аудитом является проверка в целях выражения независимого мнения о финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. При этом, согласно статье 5 Закона об аудите, аудит бывает обязательный и инициативный. Обязательный аудит проводят организации публичного интереса, а также финансовые, страховые и другие организации, определенные в пункте 2 статьи 5 Закона об аудите. Все остальные организации, не включенные в перечень пункта 2 статьи 5 Закона об аудите, вправе проводить аудит финансовой отчетности, который определяется как инициативный.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее — «Закон о бухучете и финотчетности»):
- Субъекты малого предпринимательства, а также юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
- Субъекты среднего предпринимательства, а также государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
- Субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.
Статьей 4 Закона о бухучете и финотчетности определено, что, целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.
При этом, при проведении как обязательного так и инициативного аудита, предметом аудита является проверка соответствия финансовой отчетности , составленной по всей деятельности организации за отчетный период (включая как направленную, так и не направленную на получение дохода), основе ее представления, указанной в Законе о бухучете и финотчетности. При этом, финансовая отчетность не может разделяться по видам деятельности отчитывающейся организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о бухучете и финотчетности, финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках;
3) отчет о движении денежных средств;
4) отчет об изменениях в капитале;
5) пояснительную записку.
Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Таким образом, расходы на проведение аудита как инициативного, так и обязательного, непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, так как предметом и целью оказания таких услуг является проверка соответствия финансовой отчетности, составленной по всей деятельности организации за отчетный период (включая как направленную, так и не направленную на получение дохода), основе ее представления, а именно МСФО, Национального стандарта финансовой отчетности либо МСФО (IFRS) для предприятий малого и среднего бизнеса.
То есть, в связи с тем, что, финансовая отчетность организации включает все доходы и расходы компании за отчетный период, то расходы по привлечению лицензируемого аудитора к оказанию услуг по проверке правильности их признания в финансовой отчетности не могут определяться как расходы по деятельности, не связанной с деятельностью, направленной на получение дохода.
Выводы в акте налоговой проверки в результате исключения из вычетов в целях налогообложения КПН могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственных доходов либо в суд, как не соответствующие нормам Налогового кодекса.