Группой МинТакс подготовлены настоящие комментарии к отдельным изменениям и дополнениям, внесенным Законом РК1 от 5 декабря 2013 года №152-V в Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10 декабря 2008 года №99-IV.

Предлагаем ознакомиться с нижеизложенными новшествами, внесенными в Налоговый кодекс на 1 января 2014 года, которые, на наш взгляд, являются наиболее значимыми и актуальными.

Статья 3 «Действие налогового законодательства РК»

В связи с тем, что поправки в Налоговый кодекс принимались позднее 1 ноября, для исключения несоответствия даты принятия поправок требованиям статьи 3 Налогового кодекса, установлено, что, законодательные акты РК, вносящие изменения и дополнения в Налоговый кодекс, теперь могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Ранее, изменения и дополнения в Налоговый кодекс, кроме улучшающих положение налогоплательщика, касающихся налогового администрирования и особенностей по налоговой отчетности, подлежали принятию не позднее 1 ноября текущего года и вводились в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Введено в действие обратной датой, с 1 января 2013 года.

Обращаем внимание, что, положения данной статьи имеют значение в тех случаях, когда введенные обратной датой изменения приводят к ухудшению положения налогоплательщика, т.к. увеличивают его налоговые обязательства и приводят к доначислению в доход бюджета налогов, пени и (или) штрафов.

Статья 46 «Сроки исковой давности по налоговому обязательству и требованию»

Учитывая, что, в соответствии с Налоговым кодексом, убытки предприятия могут переноситься на последующие десять лет, в пункт 5 статьи 46 Налогового кодекса дополнительно введен абзац о продлении сроков исковой давности на три календарных года в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы КПН2 в бюджет, в случае предоставления налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности с изменениями и дополнениями в части переноса убытков, если срок исковой давности истекает менее, чем через один календарный год.

К примеру, если налогоплательщик в 2014 году внесет изменения и дополнения в налоговую отчетность 2009 года в части переноса убытков, то налоговые органы вправе начислить и (или) пересмотреть исчисленную сумму КПН за 2009 год в течение 2015 – 2017 годов. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 63 «Общие положения» § 1 «Налоговая отчетность»

Согласно внесенным изменениям, налоговая отчетность должна будет составляться в соответствии с требованиями форматно-логического контроля, утвержденного уполномоченным органом. Вводится в действие с 01 января 2015 года.

Формы налоговой отчетности и правила их составления вновь будут утверждаться уполномоченным органом, т.е., Министерством финансов РК. Введено в действие с 1 декабря 2013 года.

Законом РК от 26 декабря 2012 года №61-V предусматривалось исключение с 1 января из видов налоговой отчетности «первоначальной» отчетности. Законом РК от 5 декабря 2013 года №152-V, указанное исключение отменено, т.к., в период введения всеобщего декларирования необходимо будет четко разграничить, когда налогоплательщик представляет первоначальную налоговую отчетность, а когда очередную.

Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 68 «Порядок представления налоговой отчетности»

Поправками в пункт 5 статьи 68 Налогового кодекса, в части размещения на официальном сайте уполномоченного органа требований форматно-логического контроля по составлению налоговой отчетности, предусмотрены соответствующие изменения сроков размещения информации по пункту 5 статьи 68 Налогового кодекса с двадцати до тридцати рабочих дней. Вводится в действие с 1 января 2015 года.

Поправками в пункт 6 статьи 68 Налогового кодекса, для корреспонденции с поправками в статьи 37 и 256 Налогового кодекса, предусмотрено, что, налогоплательщик обязан представить дополнительную ликвидационную налоговую отчетность по НДС по уменьшению суммы зачетного НДС, если налогоплательщик, состоящий в государственной базе налогоплательщиков, после снятия с регистрационного учета по НДС отнес такую сумму зачетного НДС на вычеты по КПН в соответствии с положениями пункта 13 статьи 100 Налогового кодекса. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 69 «Порядок отзыва налоговой отчетности»

В пункты 2 и 4 статьи 69 Налогового кодекса внесено дополнение, предусматривающее отзыв налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком после истечения срока исковой давности, методом удаления. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статьи 71 «Продление сроков представления налоговой отчетности уполномоченным органом» и 72 «Продление сроков представления налоговой отчетности налоговым органом»

В соответствии с внесенными изменениями, упрощается прохождение процедуры продления срока представления налоговой отчетности, оно будет носить уведомительный характер. До 1 января 2014 года, продление сроков представления налоговой отчетности налоговым органом производилось на основании налогового заявления.

С целью оптимизации данных процедур для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, пункты 2 — 6 статьи 71 Налогового кодекса исключены. Так, уменьшен срок продления представления отчетности по мониторингу на период с максимального «до трех месяцев» со срока, установленного для представления такой отчетности, до 60 календарных дней. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 79 «Долгосрочные контракты»

Статья 79 Налогового кодекса исключена, так как положения по долгосрочным контрактам перенесены из нее в статьи 130-1, 130-2, 130-3 нового § 5-1 «Долгосрочные контракты» главы 11 «Налогооблагаемый доход» Налогового кодекса, в целях уточнения порядка определения доходов и расходов по долгосрочным контрактам и переноса этих положений в соответствующую главу по определению налогооблагаемого дохода для целей КПН. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 85 «Доходы, включаемые в совокупный годовой доход»

Пункт 4 статьи 85 Налогового кодекса дополнен уточняющими положениями о том, что, при корректировке доходов в соответствии со статьями 131 и 132 Налогового кодекса, СГД3 с учетом таких корректировок может иметь отрицательное значение.

Поправка, по нашему мнению, может повлечь за собой риски уменьшения налоговыми органами убытков за прошедшие налоговые периоды и, возможно, доначисления КПН на том основании, что, до введения в действие поправки, СГД мог иметь только положительное или нулевое значение исходя из положений статьи 131 Налогового кодекса. Однако, в этом случае не должно быть уменьшения вычетов до отрицательного значения в связи с корректировками согласно статьям 131 и 132 Налогового кодекса.

Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 100 «Вычеты»

Пункт 18 статьи 100 Налогового кодекса, по аналогии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса, дополнен положением о том, что, при корректировке вычетов в соответствии со статьями 131 и 132 Налогового кодекса, сумма вычетов с учетом таких корректировок может иметь отрицательное значение.

Кроме того, в пункте 14 этой статьи уточняется размер вычетов по членским взносам субъектов частного предпринимательства в зависимости от того, кому они уплачиваются. В частности, взносы, выплачиваемые Национальной палате предпринимателей РК, подлежат вычету в размере, утвержденном Правительством РК.

Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 115 «Затраты, не подлежащие вычету»

В корреспонденции с правом органов налоговой службы предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными (изменение редакции подпункта 12) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса), статья 115 Налогового кодекса дополнена подпунктом 4-1), устанавливающим запрет на вычет расходов по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 119 «Выбытие фиксированных активов»

В пункт 14 статьи 119 Налогового кодекса внесено изменение, исключающее отражение выбытия при временном прекращении использования фиксированных активов I группы, используемых в сезонном производстве и, соответственно, определение таких активов. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 123 «Инвестиционные налоговые преференции»

Уточнена редакция пункта 5 статьи 123 Налогового кодекса, в части определения первого ввода в эксплуатацию вновь возведенного на территории РК здания (части здания) для применения преференций путем дополнения документов, подтверждающих такой ввод, а именно актов государственной приемочной комиссии актами приемочной комиссии. Введено обратной датой, с 1 января 2009 года.

§ 5-1 «Долгосрочные контракты»

В связи с исключением статьи 79 из главы 9 «Особенности налогового учета» раздела 3 «Основные положения» Налогового кодекса, введен новый § 5-1 в раздел 4 «КПН» Налогового кодекса со статьями 130-1 – 130-3, устанавливающими порядок определения доходов и расходов по долгосрочным контрактам.

При определении дохода с применением фактического метода, предусматривается возможность корректировки доходов при превышении доходов по долгосрочному контракту в целях налогообложения в течение срока действия контракта над доходами по такому контракту, определенными в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В целях корреспонденции с указанными изменениями в Налоговый кодекс, пункт 1 статьи 132 Налогового кодекса дополнен подпунктом 7) и уточнена редакция пункта 4 статьи 132 Налогового кодекса.

При определении дохода с применением метода завершения, уточнен порядок расчета доли исполнения долгосрочного контракта и определения дохода за отчетный налоговый период. Введено с 1 января 2014 года.

Статьи 156 «Доходы, не подлежащие налогообложению» и 357 «Объект налогообложения»

В связи с внесенными изменениями в Трудовой кодекс РК, в целях социальной поддержки населения, в пункт 1 статьи 156 Налогового кодекса введен подпункт 26-1), предусматривающий освобождение от обложения ИПН4 доходов физического лица в виде расходов работодателя на оплату отпуска по беременности и родам, отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), за вычетом суммы социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), осуществленной в соответствии с законодательством РК об обязательном социальном страховании, — в пределах минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления дохода.

Указанные положения применяются в случае, если это предусмотрено условиями трудового и (или) коллективного договора, актом работодателя.

Соответствующее дополнение введено в пункт 2 статьи 257 Налогового кодекса для освобождения от обложения указанных доходов физического лица социальным налогом. Введено с 1 января 2014 года.

Статья 237 «Дата совершения оборота по реализации»

Изменена редакция пунктов 1, 1-1, 2, 9 статьи 237 Налогового кодекса. Также, статья дополнена пунктами 2-1, 2-2, 10, которыми:

1) выделены в отдельный пункт 1 и уточнены положения по дате совершения оборота по реализации товаров с учетом возможности различных условий поставки товара покупателю в заключаемых договорах (контрактах);

2) выделены в отдельный пункт 1-1 положения по дате совершения оборота по реализации работ, услуг с возвратом принципа определения по дате подписания акта выполненных работ, оказанных услуг или иного документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг;

3) в пункте 2 отражены положения по определению даты совершения оборота по реализации работ, услуг при оказании услуг по предоставлению кредита (займа, микрокредита), перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте, предоставлению во временное владение и пользование имущества, банковских операций;

4) в пункте 9 определение даты совершения оборота по приобретению работ, услуг у нерезидента вновь предусмотрено по дате подписания акта выполненных работ, оказанных услуг или документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг. Исключено определение даты совершения оборота по приобретению по ранней из дат, указанной в перечисленных документах;

5) новый пункт 2-1 корреспондирует положения статьи 237 Налогового кодекса с порядком выписки счетов-фактур по итогам календарного месяца;

6) новый пункт 2-2 выносит в отдельный пункт положения действовавшей редакции статьи 237 Налогового кодекса по работам, услугам, при осуществлении которых документы оформляются в соответствии с законодательством РК о железнодорожном транспорте;

7) новый пункт 10 предусматривает, что, если в документах, определенных статьей 237 Налогового кодекса, за исключением определенных в пунктах 2 и 2-1, указано несколько дат, то датой подписания документа является наиболее поздняя из указанных дат. То есть исключается определение даты совершения оборота по реализации по более ранней дате. Вышеперечисленные изменения в статью 237 Налогового кодекса введены с 1 января 2014 года.

При этом, статьей 3 Закона РК от 5 декабря 2013 года №152-V приостановлено с 1 января 2012 года до 1 января 2015 года действие пункта 8 статьи 237 Налогового кодекса. Таким образом, до 1 января 2015 года исключена проблема возникновения оборота по реализации по авансовым платежам.

Статья 238 «Размер облагаемого оборота»

Статья 238 дополняется пунктом 9-1, определяющим размер оборота по реализации при реализации физическому лицу автомобилей, приобретенных юридическим лицом у физических лиц, как положительную разницу между стоимостью реализации и стоимостью приобретения автомобилей.

В пункт 10 статьи 238 Налогового кодекса по определению размера облагаемого оборота при передаче имущества в финансовый лизинг (кроме возвратного) внесены уточнения. Введены в действие с 1 января 2014 года.

Также, в пункт 7 статьи 238 Налогового кодекса внесены уточняющие поправки в части определения, что, в размер облагаемого оборота производителя подакцизных нефтепродуктов, указанных в подпункте 5) статьи 279 Налогового кодекса, оказывающего услуги по переработке давальческого сырья, не включается сумма акциза, подлежащая уплате (уплаченная) в соответствии с положениями Налогового кодекса при передаче таких товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья. Введены в действие обратной датой, с 1 января 2009 года.

Статьи 243, 244, 244-2, 244-3, 276-13, 288 Налогового кодекса

В указанные статьи, с целью упрощения документооборота на бумажных носителях, в том числе, с целью улучшения налогового администрирования, внесены дополнения, предусматривающие предоставление в качестве одного из документов, подтверждающих право на применение 0-й ставки НДС, освобождение от акциза вместо копии таможенной декларации на товары на бумажном носителе декларации на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров. Введены в действие с 1 января 2014 года.

Статья 256 «Налог на добавленную стоимость, относимый в зачет»

Статья 256 Налогового кодекса дополнена новым пунктом 6, предусматривающим, в корреспонденции с изменениями в статьи 37 и 68 Налогового кодекса, уменьшение суммы зачетного НДС в размере суммы, отнесенной на вычеты в соответствии с пунктом 13 статьи 100 Налогового кодекса, в случае, если налогоплательщик, состоящий в государственной базе налогоплательщиков, после снятия с регистрационного учета по НДС применил пункт 13 статьи 100 Налогового кодекса.

Статья 263 «Счет-фактура»

В пункт 7 статьи 263 Налогового кодекса внесено уточнение, что счет-фактура выписывается не ранее даты совершения оборота и не позднее пяти рабочих дней после даты совершения оборота по реализации.

Также, право плательщика НДС выписывать счета-фактуры по итогам календарного месяца не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого выписывается счет-фактура, распространено дополнительно на услуги оператора вагонов (контейнеров), услуги по перевозке грузов по системе магистральных трубопроводов. Введено с 1 января 2014 года.

Этот же пункт 7 статьи 263 Налогового кодекса дополнен положением, предусматривающим, что, в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 237 Налогового кодекса, счет-фактура выписывается не ранее и не позднее пяти рабочих дней после даты, указанной в подписанном документе, указанном в абзацах втором, третьем части второй пункта 1-1 статьи 237 Налогового кодекса.

Вводится в действие с 1 января 2015 года.

Статья 315 «Сроки уплаты подписного бонуса»

Статья 315 Налогового кодекса дополнена пунктами 2 и 3, устанавливающими сроки уплаты подписного бонуса при расширении контрактной территории, а также при получении письменного разрешения на право недропользования на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых, используемых при строительстве (реконструкции) и ремонте автомобильных дорог общего пользования, железных дорог и гидросооружений.

Введены в действие с 1 января 2014 года.

Статья 332 «Объект обложения»

Изменена редакция подпункта 5) пункта 2 статьи 332 Налогового кодекса, в части определения природного газа, используемого на собственные производственные нужды:

«Если иное не установлено настоящим подпунктом, в целях настоящего раздела природным газом, использованным на собственные производственные нужды, признается природный газ, добытый недропользователем в рамках контракта на недропользование и использованный в рамках данного контракта в соответствии с утвержденными уполномоченным органом в области нефти и газа документами:

— при проведении операций по недропользованию в качестве топлива при подготовке нефти;

— для технологических и коммунально-бытовых нужд;

— для подогрева нефти на устье скважин и при транспортировке нефти от места добычи и хранения до места перевалки в магистральный трубопровод и (или) на другой вид транспорта в соответствии с утвержденными проектными документами;

— для выработки электроэнергии, используемой при проведении операций по недропользованию;

— для обратной закачки в недра в объеме, предусмотренном утвержденными проектными документами, за исключением случаев обратной закачки в недра, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;

— в целях газлифтного (механизированного) способа эксплуатации добывающих нефтяных скважин в объемах, предусмотренных утвержденными уполномоченным органом в области нефти и газа проектными документами.

Природным газом, использованным на собственные производственные нужды, признается также природный газ, добытый недропользователем в рамках контракта на недропользование и использованный для обратной закачки в недра в целях поддержания пластового давления в нефтегазовых зонах в рамках другого контракта на недропользование данного недропользователя в объеме, предусмотренном утвержденными проектными документами

Пункт 2 статьи 332 Налогового кодекса дополнен подпунктом 5-1), выделяющий, в целях стимулирования такого использования попутно добытого газа, объемы попутного газа, использованного для производства сжиженного нефтяного газа:

«5-1) попутный газ, использованный для производства сжиженного нефтяного газа в объеме, приходящемся на сжиженный нефтяной газ, реализованный на внутреннем рынке РК. При этом такой объем сжиженного нефтяного газа утверждается уполномоченным органом в области нефти и газа и является обязательным для реализации на внутреннем рынке РК в соответствии с законодательством РК в сфере газа и газоснабжения.».

Пункт 2-1 статьи 332 Налогового кодекса дополнен положением, уточняющим, что объемы использования природного газа на собственные производственные нужды и попутного газа, используемого для производства сжиженного нефтяного газа, определяются уполномоченным органом в области нефти и газа:

«2-1. Объемом природного газа, использованного на собственные производственные нужды, и (или) попутного газа, использованного для производства сжиженного нефтяного газа, в соответствии с подпунктами 5) и 5-1) пункта 2 настоящей статьи, признается фактический объем такого использованного природного и (или) попутного газа в пределах объемов, указанных в утвержденных уполномоченным органом в области нефти и газа документах

Все вышеизложенные поправки в статью введены в действие обратной датой — с 1 января 2009 года. Поэтому, по нашему мнению, существуют риски доначисления налоговыми органами НДПИ5 при невыполнении требований, введенных в действие обратной датой.

Обращаем внимание, что, такой подход налоговых органов вступает в полное противоречие с положениями статьи 3 Налогового кодекса, в связи с чем, доначисления по причине поправок в статью 332 Налогового кодекса, по нашему мнению, противоречит основополагающим требованиям Налогового кодекса и подлежат обжалованию.

Статья 334 «Порядок определения стоимости сырой нефти, газового конденсата и природного газа

Абзац первый и подпункт 2) пункта 5 статьи 334 Налогового кодекса излагаются в редакции, устанавливающей положения по попутному газу:

«В целях исчисления НДПИ, стоимость природного газа, реализованного недропользователем на внутреннем рынке РК и (или) использованного на собственные производственные нужды, а также попутного газа, использованного для производства сжиженного нефтяного газа, определяется в следующем порядке:»;

«2) при использовании добытого попутного газа для производства сжиженного нефтяного газа в соответствии с условиями, указанными в подпункте 5-1) пункта 2 статьи 332 настоящего Кодекса, и (или) использовании добытого природного газа на собственные производственные нужды – как произведение фактического объема:

попутного газа, использованного для производства сжиженного нефтяного газа, и производственной себестоимости добычи единицы продукции, определяемой в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, увеличенной на 20 процентов;…».

Все вышеизложенные поправки в статью введены в действие обратной датой, с 1 января 2009 года.

Статья 365 «Налогоплательщики»

Внесенными поправками в статью 365 Налогового кодекса, из списка лиц, освобождаемых от уплаты налога на транспортные средства, исключены владельцы автомобилей с объемом двигателя свыше 4000 кубических сантиметров, регистрация (перерегистрация) которых в уполномоченном органе произведена после 31 декабря 2013 года. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 367 «Налоговые ставки»

Введены повышенные ставки на легковые автомобили с объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров, произведенных (изготовленных или собранных) в РК после 31 декабря 2013 года или ввезенных на территорию РК после 31 декабря 2013 года:

№№ п/п Объект налогообложения Налоговая ставка (МРП6)
1. Легковые автомобили с объемом двигателя (куб. см):
свыше 3 000 до 3 200 включительно 35
свыше 3 200 до 3 500 включительно 46
свыше 3 500 до 4 000 включительно 66
свыше 4 000 до 5000 включительно 130
свыше 5000 200

Статья 367 Налогового кодекса дополнена пунктом 2-1, предусматривающим увеличение суммы налога на транспортные средства на каждую единицу превышения соответствующей нижней границы объема двигателя на 7 тенге. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 387 «Корректировка базовых налоговых ставок»

Статья 387 Налогового кодекса дополнена пунктом 6, согласно которому, базовые ставки в населенных пунктах по земельным участкам, предназначенным для строительства объектов и не используемым в соответствующих целях или используемым с нарушением законодательства РК, увеличиваются в десять раз, за исключением земельных участков городов районного значения, поселков, сел (аул). Введены повышенные налоговые ставок на земли, которые не осваиваются в течение двух лет после их предоставления.

Согласно статье 5 Закона РК от 5 декабря 2013 года №152-V, для целей пункта 6 статьи 387 Налогового кодекса, обязательства, установленные указанным пунктом, возникают по истечении двухлетнего периода с даты введения в действие указанного пункта. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 406 «Налоговая база»

Изменениями, внесенными в пункт 2 статьи 406 Налогового кодекса, предусмотрено увеличение в два раза базовой стоимости одного квадратного метра жилища, дачной постройки для исчисления налога на имущество физических лиц. Исключением являются населенные пункты по категориям: города областного значения, города районного значения, поселки, села (аулы). Так, базовая ставка по г. Алматы, до 1 января 2014 года составлявшая 30 000 тенге за 1 кв. м, увеличилась до 60 000 тенге. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 408 «Налоговые ставки»

Увеличены ставки налога на имущество физических лиц в два раза для жилищ, дачных построек стоимостью до 75 миллионов тенге включительно по подпунктам 1 – 11 статьи 408 Налогового кодекса, менее чем в полтора раза для жилищ, дачных построек стоимостью свыше 75 миллионов тенге до 350 миллионов тенге включительно по подпунктам 12 – 13 статьи 408 Налогового кодекса, и более чем в 2,9 и 3,9 раза для жилищ, дачных построек стоимостью, соответственно, свыше 350 миллионов тенге до 450 миллионов тенге включительно, свыше 450 миллионов тенге относительно налоговых ставок, предусмотренных подпунктом 13 статьи 408 Налогового кодекса. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 428. Условия применения специального налогового режима

При переходе со специального налогового режима (СНР) на общеустановленный порядок, внесены поправки в части уменьшения срока последующего перехода с общеустановленного порядка налогообложения на СНР с двух календарных годов до одного календарного года. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 528 «Общие положения»

Статья 528 Налогового кодекса дополнена пунктом 1-1, устанавливающим определение наружной (визуальной) рекламы для целей Налогового кодекса, как рекламы, размещаемой:

«1) в столице, городах республиканского и областного значения;

2) на транспортных средствах, зарегистрированных в столице, городах республиканского и областного значения;

3) на объектах стационарного размещения рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского и областного значения, за исключением размещаемых на объектах стационарного размещения рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского и областного значения в пределах территории городов районного значения, сел, поселков.»

Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 557 «Налоговая тайна»

Пункт 3 статьи 557 Налогового кодекса дополнен подпунктами 14) – 16), предусматривающими представление органами налоговой службы сведений о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющих налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика (налогового агента) в случаях:

14) уполномоченному органу по предпринимательству в части сведений, необходимых для ведения реестра субъектов частного предпринимательства.

Перечень представляемых сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок их представления устанавливаются уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом по предпринимательству;

15) уполномоченному органу в сфере таможенного дела. Уполномоченный орган в сфере таможенного дела утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну;

16) уполномоченному органу в сфере исполнения республиканского бюджета и обслуживания исполнения местных бюджетов.

Также, подпункт 13) пункта 3 статьи 557 Налогового кодекса, в части представления указанных выше сведений антимонопольному органу, дополнен положением о том, что, перечень представляемых сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок их представления, устанавливаются уполномоченным органом совместно с антимонопольным органом. Вышеприведенные поправки введены в действие с 1 января 2014 года.

Статья 577 «Постановка на регистрационный учет по месту нахождения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением»

В пункт 3 статьи 577 Налогового кодекса внесено уточнение относительно того, в какой налоговый орган представляется налоговое заявление о постановке на регистрационный учет: по месту нахождения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением ИП, физическими лицами и юридическими лицами, имеющими на праве собственности, постоянного землепользования, первичного безвозмездного временного землепользования, временного возмездного землепользования, временного владения и пользования, доверительного управления объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением.

А именно, предусмотрено представление такого заявления в налоговый орган по месту своего нахождения либо по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением.

Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 584 «Прием налоговых форм»

В пункт 5 статьи 584 Налогового кодекса внесено ряд поправок, устанавливающих случаи, когда налоговые формы (кроме налоговых регистров) считаются не представленными в органы налоговой службы, если:

— нарушены требования форматно-логического контроля в структуре электронного формата формы налоговой отчетности, вводится в действие с 1 января 2015 года;

— нарушены требования пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса относительно способа представления налоговой отчетности в случае продления срока представления налоговой отчетности, введено с 1 января 2014 года;

— нарушены требования пункта 2 статьи 270 Налогового кодекса относительно представления одновременно с декларацией по НДС реестров счетов-фактур по приобретенным и реализованным в течение налогового периода товарам, работам, услугам, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, вводится с 1 января 2015 года.

Статья 587 «Результаты камерального контроля»

Пункт 1 статьи 587 Налогового кодекса изложен в новой редакции, предусматривающей различные последствия при выявлении нарушений по результатам камерального контроля с различной степенью риска (высокой, средней, незначительной). А именно:

— по нарушениям с высокой степенью риска предусмотрено оформление уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;

— по нарушениям со средней степенью риска предусмотрено оформление извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) для сведения в срок, установленный подпунктом 7) пункта 2 статьи 607 Налогового кодекса, и не является обязательным для исполнения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.

Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля. Введены в действие с 1 января 2014 года.

Статья 625 «Общие положения»

В связи с поправками в пункт 1 статьи 587 Налогового кодекса, пункт 4 статьи 625 Налогового кодекса дополнен подпунктом 1-2, устанавливающим положения по определению степени риска нарушения, выявленного по результатам камерального контроля:

При этом, критерии оценки степени рисков, указанных в этом подпункте, являются конфиденциальной (служебной) информацией, за исключением критериев, утверждаемых уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом по предпринимательству. Введено в действие с 1 января 2014 года.

Статья 627 «Понятие, типы и виды налоговых проверок»

Внесены поправки в пункты 7 и 9 статьи 627 Налогового кодекса, определяющие:

— в части хронометражного обследования, что решение о проведении хронометражного обследования выносится налоговым органом по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика и (или) по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением;

— в части внеплановых проверок, указанных в подпункте 2) пункта 9 статьи 627 Налогового кодекса, что они могут осуществляться за ранее проверенный период на основании решения налогового органа в случаях, установленных статьей 627 Налогового кодекса. Введены в действие с 1 января 2014 года.

Раздел 21 «Обжалование результатов налоговой проверки и действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы»

Внесены поправки в статьи 666, 667, 671, 677, 681 Налогового кодекса, в части упорядочения вопросов обжалования результатов налоговой проверки, проведенной уполномоченным органом, определения сроков подачи жалобы, направления и вручения решения по жалобе налогоплательщику (налоговому агенту), а именно:

1) в пункте 2 статьи 666 Налогового кодекса уточнено, что обжалованию непосредственно в уполномоченный орган подлежит уведомление о результатах налоговой проверки, оформленное уполномоченным органом, а не другими органами НС по проверке, проводившейся с участием должностных лиц уполномоченного органа;

2) в пункте 1 статьи 667 и пункте 1 статьи 677 Налогового кодекса уточнено, что жалоба подается в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления/следующего за датой получения налогоплательщиком (налоговым агентом) решения по результатам рассмотрения жалобы;

3) в пункте 1 статьи 671 и пункте 1 статьи 681 Налогового кодекса предусмотрено, что решение по жалобе направляется по почте заказным письмом с уведомлением или вручается налогоплательщику (налоговому агенту) под роспись;

4) в статью 677 Налогового кодекса внесены положения по дате подачи жалобы в уполномоченный орган/УО и по дате получения решения УО. Введены с 1 января 2014 года.

1 Республика Казахстан.

2 Корпоративный подоходный налог.

3 Совокупный годовой доход.

4 Индивидуальный подоходный налог.

5 Налог на добычу полезных ископаемых.

6 Месячный расчетный показатель.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: