Министр национальной экономики РК Ерболат Досаев презентовал в Мажилисе проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения».
Рабочей группой (в состав которой вошли представители Национальной палаты предпринимателей, ассоциации бизнес-сообществ и государственных органов) рассмотрено порядка 600 предложений, направленных на устранение неясностей и однозначное толкование норм Налогового кодекса. 225 из них учтены в Законопроекте, — сообщил Ерболат Досаев на заседании Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК.
В законопроекте также предусмотрен ряд норм, направленных на реализацию поручений Главы государства.
Для развития и расширения бизнеса предлагается проведение налоговой амнистии путем освобождения от пени и штрафов, предусматривающее списание сумм пеней, числящихся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 1 января 2014 года и не уплаченных по состоянию на 1 октября 2014 года.
Эта мера позволит налогоплательщикам направить высвободившиеся средства на развитие и расширение бизнеса, и тем самым усилит потенциал внутренних инвестиций, поскольку одной из основных проблем, препятствующих развитию предпринимательства, является отсутствие у достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей, — пояснил министр.
Для стимулирования сельхозпереработки и роста конкурентоспособности субъектов АПК, реформируется порядок их налогообложения. Законопроектом предлагается:
— освобождение от индивидуального подоходного налога доходы личных подсобных хозяйств при реализации продукции перерабатывающим предприятиям или специализированным сервисно-заготовительным центрам – данная норма вводится на 3 года;
— введение субсидирования НДС сервисно-заготовительным центрам при закупе сельхозпродукции у неплательщиков НДС (личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства) – в целях стимулирования развития СЗЦ и с учетом программы развития сельского хозяйства предлагается данную норму ввести на период до 2020 года;
— в целях рационального использования земельных участков повысить ставки единого земельного налога для крестьянских (фермерских) хозяйств в 1,5 раза с освобождением от платы за эмиссию в окружающую среду, а для ЮЛ-сельхозпереработчиков, применяющих специальный налоговый режим в 5 раз.
В качестве альтернативы для крестьянских фермерских хозяйств и юридических лиц — сельхозтоварпроизводителей, применяющих общеустановленный режим предлагается снизить ставку социального налога до 6,5% с предоставлением права уменьшения налогооблагаемого дохода на расходы в размере фонда оплаты труда. Кроме того, предоставляется освобождение от налога на транспорт и имущество по сельхоздеятельности.
Проведена ревизия налоговых льгот с целью повышения их эффективности, так из всех льгот на сумму 1,2 трлн. тенге, исключаются льготы на сумму более 200 млрд. тенге. В целях повышения эффективности налоговых льгот предлагается исключить:
— освобождение от налогов на имущество и землю для стратегических инвестиционных проектов – норма не работала;
— льготы при передаче неработающих активов Банком развития Казахстана в Инвестиционный фонд Казахстана;
— льготы по налогообложению дивидендов, выплачиваемых юридическими лицами освобожденными от уплаты КПН;
— освобождение от КПН вознаграждения по финансовому лизингу, за исключением сельскохозяйственной техники и оборудования.
Для юридических лиц, осуществляющих деятельность, по которой предусмотрено уменьшение КПН исчисление амортизационных отчислений предлагается производить по предельным нормам и ограничить срок переноса убытков на последующие периоды.
В целях расширения финансовой самостоятельности и заинтересованности в увеличении налоговой базы в Бюджетный кодекс предлагается внести изменения в части передачи местному самоуправлению следующих видов налогов, поступающих в настоящее время в областной и районные бюджеты, с зачислением их на специальные внебюджетные счета в органах казначейства:
— индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты (индивидуальных предпринимателей);
— налог на имущество физических лиц;
— налог на транспорт с физических лиц;
— земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов.
В сфере совершенствования налоговой политики вносятся следующие изменения и дополнения:
- В целях проведения выставки ЭКСПО предлагается до 2017 года предоставить освобождение от земельного налога и налога на имущество при передаче в аренду объектов обложения юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации и проведению ЭКСПО
- Для приведения в соответствие с другими законодательными актами уточняются отдельные нормы, так:
- В связи с исключением административных барьеров по лицензированию некоторых видов медицинской помощи предлагается освобождение от НДС медицинской помощи неподлежащей лицензированию.
- В связи с отсутствием понятия экспорта в таможенном законодательстве в рамках ТС уточняется порядок обложения рентным налогом в рамках Таможенного союза.
В рамках совершенствования налогового администрирования упрощаются налоговые процедуры. Предлагается:
- Снятие по заявлению налогоплательщика с регистрационного учета в качестве ИП, не являющегося плательщиком НДС, крестьянским или фермерским хозяйством и не состоящего на регистрационном учете по отдельным видам деятельности, без проведения документальной проверки и камерального контроля;
- Сокращение количества документов, представляемых ИП для снятия с регистрационного учета (документы, подтверждающие публикацию в СМИ информации о прекращении деятельности ИП, закрытие имеющихся банковских счетов, уничтожение печати);
- Автоматическое снятие с регистрационного учета в качестве ИП, при непредставлении очередного расчета стоимости патента, по истечении шестидесяти дней со срока его представления;
- Возможность представления отдельных видов налоговых заявлений (рег.учет ИП, патент, присвоение ПИН-кода, апостилиривание, продление срока представления налоговой отчетности) и форм налоговой отчетности (за исключением НДС) через Центры обслуживания населения.