Налоговый комитет МФ РК, письмом от 8 января 2014 года № НК-13-ЮЛ-Е-883-НК-17, разъяснил порядок применения документов, подтверждающих резидентство юридических и физических лиц резидентов государств — членов СНГ, подписавших Кишиневскую конвенцию. Источник: ИА ZAKON.KZ.
В письме излагается следующая позиция уполномоченного органа по затронутым вопросам.
Налогоплательщик (налоговый агент) не вправе применить сниженную или нулевую ставку при исчислении КПН у источника выплаты с доходов нерезидента, полученных из источников в РК на основании сертификата резидентства, без проведения соответствующей легализации (проставления апостиля) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного ст.4 Гаагской конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Согласно статье 5 Гаагской конвенции, апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
В свою очередь, положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами-членами в г. Кишинев 07.10.2002 г. и ратифицированной Законом РК от 10 марта 2004 года № 531 и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, от 22 января 1993 г.) и ратифицированной постановлением ВС РК от 31 марта 1993 года № 2055-XII, предусматривают, что она заключена между Договаривающимися сторонами исходя из стремления обеспечить гражданам каждой из Договаривающихся Сторон и другим лицам, проживающим на ее территории, надежную правовую защиту их личных, имущественных и неимущественных прав на территориях всех Договаривающихся Сторон, придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Налоговый комитет МФ РК считает, что нормы Кишиневской (Минской) конвенции применимы при представлении нерезидентами документов, выданных компетентными органами, без осуществления дипломатической или консульской легализации (проставления апостиля) в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не применяются к налоговым правоотношениям.
В целях упрощения процедуры применения сертификата резидентства им направлены проекты Меморандумов о взаимопонимании касательно применения Конвенции об избежании двойного налогообложения в государства-члены СНГ, на которые распространяется действие Гаагской конвенции (Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Республику Азербайджан, Республику Армения, Грузию, Кыргызскую Республику, Республику Узбекистан, Украина).
В указанных проектах Меморандумов предлагается признание резидентства производить на основании оригинала или нотариально засвидетельствованной иностранным нотариусом копии документа, подтверждающего резидентство, без проведения процедуры легализации такого документа.
Федеральная Налоговая служба Российской Федерации придерживается позиции о неприменении положений Кишиневской (Минской) конвенции к налоговым правоотношениям и неприемлимости для Российской Федерации урегулирования вопроса путем заключения Меморандума.
В связи с чем, ФНС РФ внесла предложение об урегулировании вопроса порядка применения сертификата резидентства путем заключения Протокола о внесении изменений и дополнений в Конвенцию между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал.
Такой же позиции придерживается Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
С Республикой Армения проект Меморандума прошел внутригосударственное согласование в Армении и находится на внутриведомственном согласовании в Республике Казахстан.
С остальными государствами- членами Кишиневской конвенции (кроме Грузии) проект Меморандума находится на стадии согласования.
Так как в данном письме НК МФ не прописано, как принимать сертификаты резидентства до внесения изменений и дополнений в Конвенцию (Соглашение) об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а также подписания соответствующих Меморандумов с другими государствами — членами Кишиневской конвенции, во избежание недоразумений с налоговыми органами, документы, подтверждающие резиденство юридических и физических лиц- нерезидентов РК, должны быть легализованы (апостилированы).