1 января 2002 года был введен новый Налоговый закон, что явилось важным развитием для казахстанского закона о налогах. Это действие было спроектировано группой выдающихся казахстанских налоговиков, которые смогли решить ряд проблем, которые появились в связи со старым Законом по налогам. В то же время, как и любой другой закон, новый Налоговый Кодекс принес с собой некоторые вопросы, к которым следует обратиться в ближайшем будущем.
Эта статья пытается проанализировать влияние нового Налогового Кодекса и его вспомогательных постановлений по разработке месторождений в Казахстане и других связанных вопросов.
Развитие основной Налоговой структуры для разработки месторождений
Налоговый Кодекс являлся всеобъемлющим органом закона, управляющим отношением налогоплательщика и государства, включая расчет и уплату всех налогов или других установленных платежей. Хотя Закон о налогах принципиально был отделен от другого закона, в особенности гражданского закона, Закон о налогах осуществляет огромную правовую основу денежных функций, развитие, от которого ожидают содействия роста в продукции и доходов государственного бюджета.
Налоговый Кодекс снова принял философию налогообложения для разработки месторождений, который был составлен старым национальным законом о налогах и поддерживается международно. Его основными принципами являются:
-объединение условий налогообложения в контракте по разработке месторождений;
— сохранение согласованных условий налогообложения и уравновешивание интересов подрядчика и правительства на протяжении периода действия контракта;
-наложенные таможенные роялти в отдельности от нормального налогообложения;
— налоговое разделение, что является отдельным налогообложением доходов и расходов, связанных с разработкой месторождений и других операций;
-наложение отдельных моделей для подсчета подоходного налога и НДС согласно условиям разработок месторождения.
В добавок Налоговый Кодекс объединил огромное количество изменений и новых положений.
В первое время Налоговый Кодекс появился, чтобы регулировать налогообложение лиц, которые занимаются разработкой месторождений без контракта .Согласно статьи 281, те кто занимается разработкой без контракта подлежат роялти в размере, определяемым Казахстанским правительством, пригодность и время платежа устанавливаются согласно Налоговому Кодексу.
Другое новое положение требует, что любые поправки к закону о налогах укрепляются с момента завершения обложения налога, который должен быть отражен в налоговых положениях, перед тем как подписывается контракт. Хотя это положение неизбежно влечет за собой проверку условий налогообложения, которые были согласованы в течение обложения налогом, оно устраняет любую потенциальную нехватку ясности относительно действительности условий контракта.
Налоговый Кодекс эффективно удаляет практику соглашения всех условий контракта сторонами, которые являются главным принципом. А именно статья 286 устанавливает, что схема налогообложения, которая может быть развита по обложению налога должна быть включена в контракт без поправок, несмотря на то, что старый Закон по Налогам предусматривает включение согласованной схемы налогообложения.
По нашему мнению, одной из слабых сторон нового закона о налогах является то, что он уступает положениям за стабильность условий налогообложения для контрактов по разработке месторождений. Единственное упоминание о стабильности, не включая косвенных, как в статье 285, которое устанавливает следующее:
Любые изменения в контракт налоговой схемы к взаимному согласию сторон могут объединять следующие изменения в законе о налогах. Прежде, изменение налоговой схемы сторонами к их общему согласию было разрешено в любое время независимо от изменения закона о налогах.
Если закон о налогах меняется в пользу интересов подрядчика, налоговая схема, согласно контракту должна быть изменена так, чтобы восстановить экономические интересы государства.
Если отменить налоги, подрядчик должен продолжить уплачивать тоже самое, до тех пор пока контракт не будет должным образом изменен.
Все эти развития появляются определенно односторонними, т.е.защищая только интересы государства, в то время как контракт это двусторонний документ, существующий, чтобы удерживать равновесие интересов.
В общем , исключение в обеспечении стабильности от закона о налогах может неблагоприятно повлиять на подписания новых контрактов по разработке месторождений, как уже существующих. Это предполагает определенные риски для всех компаний, занимающихся разработкой месторождений, в то время как правительство может в любое время начать проверку условий налогообложения, касающихся контрактов по разработке.
Подобным образом, проблемы подрядчиков могут быть вызваны отсутствием в Налоговом Кодексе оказания передачи налоговой схемы от уже существующего контракта к новому контракту. Это в особенности важно для контрактов продукции, которые являются результатами от выполненных контрактов для исследования. Так как стоимость исследования подрядчика компенсируются доходом в фазе продукции, их следует принять во внимание, в то время как взимание подоходного налога и любого налога на сверхприбыль по контракту по продукции.
Изменения в схемах моделей по налогообложению и отмена исторических стоимостей
Налоговый Кодекс предусматривает сохранение первой и второй схемы моделей по налогообложению для контрактов по разработке месторождений. Только несущественные изменения были сделаны к списку налогов для первой и второй моделей.
Хотя старый закон объединял в себе перечень уплачиваемых налогов согласно второй схеме налоговой модели, новый Налоговый Кодекс включает в себя налоги, которые не должны будут взиматься. Это изменение не имеет важного воздействия, но предполагает, что вторая модель охватывает такие налоги и выплаты как налог на транспорт, плата за оформление на закладную движимого имущества, плата за государственное оформление радио-электронного и высокочастотного оборудования, плата за государственную регистрацию транспорта, морских и речных суден и самолетов, плата за переезд на машине через территорию Казахстана и т.д.
Кроме материального увеличения в числе платежных налогов и оплат, многие из них фактически незначительны или классифицируются как « расходы за услуги правительственными органами», и такие не могут быть устранены из-за административных причин.
Важное развитие направлено на улучшение инвестиционного климата, так как новый закон о налогах не обеспечивает больше возмещений исторических стоимостей.
Более того, раздел 2, статьи 2 Налогового Кодекса обуславливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов или платежей, чем те, которые установлены Налоговым Кодексом.
Тем не менее, следует отметить, что изменение закона о налогах не устраняет обязательств, относящихся к историческим стоимостям. Для этой практики, чтобы не продолжать окончательно, любые акты, содержащие оказание возмещений исторических стоимостей следует отменить.
В добавок, кажется справедливым, что «незаконный платеж», который никогда не был обусловлен любым законом должен быть отменен за ранее заключенные контракты.
Доля Казахстана в Соглашениях о разделе продукции
Первое время Налоговый Кодекс излагал порядок для решения и оплаты Казахстанского раздела продукции, в то время как ранее эти вопросы были исключительно делом соглашений сторон. Принципы, объединенные в Налоговом кодексе совместимы с международной и казахстанской практикой раздела продукции.
Тем не менее, некоторые ограничения, связанные с возмещением стоимостей являются несправедливыми. На пример, так как расходы подрядчика на транспорт и продажу его продукции является частью его прямых стоимостей, связанных с производством доходов и ценой продукции, они должны быть включены в возместимые стоимости.
Исключением из возместимых стоимостей расходов на аудит и арбитраж, и уплачиваемый процент на кредит также кажется несправедливым. Что касается последнего, максимальное ограничение должно быть запрещением на включение в возместимую цену процента на оплачиваемый кредит компанией-учредителем, так же как и суммы по которым лимит превышается, в то время как подсчитывается корпоративный подоходный налог.
Изменение в порядке установления Бонуса коммерческого обнаружения и его ставки.
Налоговый Кодекс частично изменяет порядок установления бонуса коммерческого обнаружения, и удваивает его максимальную ставку. Хотя ранее бонус коммерческого обнаружения мог быть установлен как фиксированный размер или процент вычисленной стоимости извлекаемых запасов в контрактной площади, будучи исследованный, новый закон о налогах разрешает только последний выбор. Увеличение ставки бонуса можно едва назвать мерой, которая улучшает образ инвестиций страны.
Изменение в порядке для подсчетов роялти
Налоговый Кодекс представляет однородный метод подсчетов роялти для всех минералов, которые определенно представляют положительное развитие. На пример, в то время как ранние стоимости на транспорт можно было исключить из роялти, подлежащие только для углеводородов и в основном, найденных минералов, сейчас то же самое применяется и к твердым минералам, за исключением золота, серебра и платины.
В добавок, косвенный конфликт устранен, который существовал между Актом на налоги и правительственным решением № 13330 от 12 сентября 1997 года, относительно решения предмета роялти. Налоговый Кодекс определяет предмет роялти согласно контракту как и количество произведенных минералов, так и первого коммерческого продукта. Это обеспечение является критическим для подрядчиков, производящих твердые минералы, так как у них есть право подсчитывать роялти, основанной на размере концентрата или минералов после предварительной обработки.
Устанавливая минимальный размер роялти меньше 0,5 % за все минералы, по нашему мнению, является обоснованным и маловероятным, для того чтобы принести негативное влияние.
Общее представление контрактов, заключенных в Казахстане предполагает, что ставка роялти 0,5% довольно необычная.
Потенциальные трудности в вычислениях налога на сверхприбыль.
Процедура вычисления налога на сверхприбыль остается практически нетронутой. Тем не менее, формула для нормы прибыли внутри страны была немного исправлена в Налоговом Кодексе, что может повлечь за собой незначительные потери для государства.
В добавок, существует вопрос, который стоит перед многими подрядчиками и на который Казахстанский налоговый закон никогда не отвечал. В некоторых случаях. у подрядчика может быть превышение наличных поступлений компании над платежами, так же рано как и в первый год контракта. В ряду таких обстоятельств, норма прибыли внутри страны, которая обеспечивает основу для вычисления налоговой ставки, просто не вычисляется.
Это проблема может возрасти, в особенности в месторождениях, где исследование и необходимое строение были закончены к подписанию контракта. В таком случае, кажется справедливым разрешить подрядчику добавить остаточную стоимость основных средств (как и к подписанию договора) к негативному движению наличности за первый год.
Налоговые декларации
Для того чтобы улучшить налоговое ведомство новые формы для налоговой отчетности были представлены в Казахстане 1 января 2002 года вместе с Налоговым Кодексом.
Эти формы позволяют контролю по уплате налогов быть абсолютно автоматическими.
Тем не менее, эти формы не всегда применимы к контрактам, которые были заключены до 1 января 2002 года, т.к. они спроектированы для того чтобы осуществлять технику вычисления налогов нового Налогового Кодекса.
Одним из коррективных выборов является развитие, если это необходимо, индивидуальных рекомендаций при заполнении новых форм для каждого контракта по разработке месторождений, принимая во внимание процедуры вычисления налогов, объединенных в такие контракты.
Вопросы, к которым нужно обратиться
Наконец, существует несколько вопросов, относительно улучшения налогообложения разработки полезных ископаемых.
По нашему мнению, подрядчики , которые в основном производят найденные минералы, должны быть классифицированы как отдельная группа и следующие условия налогообложения должны быть установлены:
Установленная подписная бонусная ставка;
Установленные роялти ставки, что является действующей практикой,
Все другие налоги, взимаемых с таких подрядчиков должны высчитываться как действующие законы, т.е. законы, которые в силе во время взимания налогов.
Это позволит тем компаниям, для которых в основном найденные минералы являются источником сырья, представить единый налог, отвечающий за все их операции. Соответственно, составление контракта и обложение налога в условиях, представленных налоговыми властями, будут упрощены и споры будут препятствовать, если доход относительно разработки полезных ископаемых облагается налогом посредством действующего закона или законов, которые были в силе, когда контракт был подписан.
Представляя единообразную роялти ставку, основанную на средних числах контракта для практически каждого минерала будет представлять другой стимул для вложения в исследование и производство твердых минералов. Принимая равные технические возможности компаний, пытающихся получить контракт; предложение, содержащее наивысший подписной бонус, должно быть выбрано.
Налоговое разделение все еще представляет основную проблему для компаний по разработке месторождений. Конечно, некоторые модификации должны быть необходимыми для того, чтобы сделать проекты по разработке месторождений более привлекательными для вложений, что является критическим для твердых минералов.
Мы утверждаем, что не должно быть разделения налогов в организации, имеющей больше чем один контракт по разработке месторождений за один и тот же минерал. Единственным исключением может быть налог на сверхприбыль и роялти. Это положение упростит значительно налоговое ведомство и уменьшит объем работы местных налоговых властей и личный состав компаний, регулирующих вопросы по налогам.
Кроме того, разделение налогов должно быть устранено от комбинированных проектов для разработки месторождений и процедурой минералов одной компании, на пример месторождение золотых приисков и запуска оборудования для добычи золота из руды. В настоящее время это ограничение препятствует росту, в обрабатывающей промышленности, что является одной из задач национальной программы развития, утвержденное Президентом и Правительством.
Закон должен давать возможность национальным налоговым службам обеспечивать случайные инструкции по процедурам налогового ведомства за избранные контракты.
Основной причиной для этого предложения является то, что схема налогообложения для каждого индивидуального контракта отражает требования , которые были применимы во время подписания и чем дольше существует контракт, тем дальше он уклоняется от обеспечений налоговых ведомств действующего закона.
Ситуация усложнилась в этом до 1 января 1997 года, когда контракты по разработке месторождений объединили в себя международные требования, которые существенно отличались от Казахстанского закона.
В добавок, некоторые существующие контракты не содержат календарного плана для выплаты налогов или представления деклараций по налогам. Для этих случаев, индивидуальные инструкции по схемам налогообложения, согласованные с подрядчиком были бы лучшим решением, предотвращающих споры, которые часто возникают в течение проверок документов больших компаний по разработке месторождений и что послужит результатом в потере времени и денег на суд.
Мы надеемся, что решение этих проблем улучшило бы климат вложений и упростило налоговое ведомство в секторе разработок месторождения.
Роза Кинчинбаева
партнер «Минтакс»
Invest Kazakhstan, 2002, №1