Ситуация 1
Компания приобрела земельный участок, договор купли-продажи был заключен 4 мая 2009 г.
Бухгалтер не успела исчислить и уплатить налог на землю в том же месяце и считает, что теперь к предприятию будут применены меры административного наказания за несвоевременно исчисленный и уплаченный налог.
Применение или неприменение штрафных санкций связано с тем, у кого был куплен земельный участок.
Покупка земельного участка в переводе с бытового языка на язык земельного и налогового законодательства Республики Казахстан означает приобретения прав частной собственности на этот земельный участок.
Согласно положениям ст. 22 «Возникновение права собственности на земельный участок» действующего Земельного кодекса (Земельный кодекс Республики Казахстан от 20.06.2003 г. № 442-И ЗРК, далее — ЗК РК), право собственности на земельный участок возникает путем:
1) предоставления права собственности, под которым понимается передача земельного участка государством из государственной собственности в частную собственность за соответствующую плату на основании актов соответствующих государственных органов;
2) передачи права собственности на основании гражданско-правовых сделок, что означает передачу (продажу) права собственности на земельный участок одним физическим или юридическим лицом, имеющим земельный участок в частной собственности, другому физическому или юридическому лицу по правилам действующего земельного и гражданского законодательства;
3) перехода права собственности в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).
Поскольку, как видно из ситуации, третий способ получения права собственности для рассматриваемой компании неприменим, то рассмотрим первые два способа, так как в данной ситуации не указывается, у кого — у государства, физического или юридического лица — был куплен (приобретен в частную собственность) земельный участок.
Действующим налоговым законодательством (Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008 г. № 99-ГУ ЗРК) установлены определенные различия в сроках уплаты земельного налога в зависимости от того, приобретен ли земельный участок в собственность на основании предоставления налогоплательщику земельного участка, то есть покупки его у государства, или передачи в течение налогового периода прав на земельный участок от одного собственника другому.
1. Сроки уплаты текущих платежей по земельному налогу при выкупе земельного участка у государства.
Согласно п. 3 ст. 9 «Платежи за землю» ЗК РК, предоставление земельных участков из государственной собственности в частную производится на возмездной основе путем продажи единовременно либо в рассрочку по решению местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), Акима города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в пределах его компетенции по предоставлению земельных участков, за исключением случаев, когда земельный участок предоставляется в собственность на безвозмездной основе.
В свою очередь, согласно п. 2 ст. 388 Налогового кодекса, земельный налог исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления, то есть продажи государством, налогоплательщику земельного участка, если иное не установлено Налоговым кодексом.
Следовательно, если компания 4 мая 2009 г., как указывается в ситуации, приобрела в частную собственность земельный участок у государства, то, согласно п. 2 ст. 388 Налогового кодекса, земельный налог исчисляется с месяца, следующего за месяцем предоставления налогоплательщику земельного участка, то есть с 1 июня 2009 г.
В этом случае у бухгалтера компании есть определенный запас времени для составления необходимых расчетов по текущим платежам по земельному налогу и их уплате, так как, согласно п. 3 ст. 393 Налогового кодекса, вновь созданные налогоплательщики, за исключением налогоплательщиков, созданных после последнего срока уплаты текущих платежей, представляют расчет текущих платежей не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем постановки налогоплательщика на регистрационный учет.
Здесь необходимо обратить внимание на применение в Налоговом кодексе сочетания слов «вновь созданные налогоплательщики», имеющее в данном контексте многозначимое понимание, что может послужить основанием для возникновения конфликтных ситуаций между налогоплательщиком и проверяющими органами, поскольку не указано, относительно какой даты считать налогоплательщика «вновь созданным».
Применительно к юридическому лицу под словом «созданный» в одном случае может пониматься дата принятия решения о создании юридического лица его учредителями.
В другом случае с государственной точки зрения — дата государственной регистрации юридического лица.
В-третьем, с налоговой точки зрения — дата налоговой регистрации юридического лица.
И, наконец, в контексте раздела 14 «Земельный налог» Налогового кодекса под словом «созданные», мы полагаем, понимается появление обязательств по уплате земельного налога.
В свою очередь, согласно положениям п. 3 ст. 577 Налогового кодекса, юридические лица, имеющие на праве собственности объект налогообложения (земельный участок), обязаны в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких прав представить налоговое заявление для постановки на регистрационный учет в налоговом органе по месту нахождения объекта налогообложения (земельного участка).
Постановка налогоплательщика на регистрационный учет по месту нахождения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, согласно п. 5 ст. 577 Налогового кодекса, осуществляется налоговым органом в течение трех рабочих дней со дня получения налогового заявления.
Суммируя максимальные сроки подачи заявления для постановки на налоговый учет и рассмотрения этого заявления налоговыми органами, получаем, что компания должна иметь на руках свидетельство о налоговой регистрации не позднее 13 рабочих дней с даты приобретения права собственности на земельный участок.
Как легко подсчитать, это приходится на 22 мая 2009 г.
Но в данном случае дело осложняется тем, что, согласно п. 2 ст. 118 действующего Гражданского кодекса Республики Казахстан (Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27.12.1994 г. № 269-ХП, далее -ГК РК), право собственности возникает с момента его государственной регистрации, на что также потребуется определенное время.
Согласно пп. 1) п. 7 Стандарта оказания государственной услуги «Государственная регистрация прав (обременении) на недвижимое имущество и сделок с ним через центры обслуживания населения», утвержденного приказом и.о. Министра юстиции РК от 12.12. 2007 г. № 288, государственная регистрация прав на недвижимое имущество (обременения таких прав) и сделок с ним должна быть произведена в течение пятнадцати рабочих дней с момента поступления заявления в регистрирующий орган.
Однако этот срок регистрации можно значительно сократить до нескольких дней, согласно постановлению Правительства РК от 30.03.2009 г. № 428 «Об утверждении ставок сбора за государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, производимую в ускоренном порядке», заплатив ставку в размере 40 месячных расчетных показателей (далее — МРП), который равен 1 273 тенге, или 50 920 тенге, сумму, сопоставимую или даже в отдельных случаях превышающую размер годового земельного налога.
Помимо этого, согласно п. 4 ст. 577 Налогового кодекса, к налоговому заявлению, представленному для постановки на регистрационный учет по месту нахождения земельного участка, прилагаются нотариально засвидетельствованные копии правоустанавливающих и идентификационных документов, подтверждающих владение, пользование и (или) распоряжение объектом налогообложения.
При этом, согласно пп. 24) ст. 12 ЗК РК, в нашем случае правоустанавливающим документом является решение соответствующего исполнительного органа о продаже земельного участка в частную собственность компании, а идентификационным документом, согласно постановлению Правительства РК от 06.06.2006 г. № 511 «Об утверждении форм идентификационных документов на земельный участок, внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан», является акт на право частной собственности на земельный участок, выдаваемый территориальным подразделением уполномоченного органа по земельным отношениям.
На оформление и получение вышеназванных документов также потребуется определенное время, в результате чего получение свидетельства о налоговой регистрации может потребовать значительного времени, выходящего за первый срок уплаты текущего платежа.
Поэтому компании необходимо обратить самое серьезное внимание на оформление, получение и представление налоговым органам всех необходимых документов, чтобы не подпасть под штрафные санкции за непредставление документов налоговой отчетности или неуплату налогов.
В целом же для компании, выкупившей непосредственно у государства право частной собственности на земельный участок 4 мая 2009 г., срок первого текущего платежа по земельному налогу возникает во всех случаях не позднее 25 августа 2009 г., согласно п. 3 ст. 389 Налогового кодекса, и компания должна приложить все усилия, чтобы все необходимые земельные и налоговые документы у нее к этому сроку были в порядке, поскольку время для этого еще есть.
При этом надо иметь в виду, что, согласно п. 11 ст. 43 «Порядок предоставления права на земельный участок» ЗК РК, не допускается пользование земельным участком до установления его границ в натуре (на местности) и выдачи правоустанавливающих документов, если иное не предусмотрено в решении местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), Акима города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа о предоставлении земельного участка. Несоблюдение данной нормы квалифицируется как самовольное занятие земельного участка и предусматривает административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Несколько иначе дела обстоят у компании, если земельный участок ею куплен у физического или юридического лица, т.е. когда право собственности наступило на основе гражданско-правовой сделки.
2. Сроки уплаты текущих платежей по земельному налогу при покупке земельного участка у физического или юридического лица.
Предположим, что компания купила земельный участок 4 мая 2009 г. у физического или юридического лица, ранее владевшего правом частной собственности на этот земельный участок.
В этом случае первоначальные налоговые обязательства компании несколько отличаются от ее же налоговых обязательств в случае выкупа ею земельного участка в частную собственность у государства.
Здесь вступает в действие положение п. 8 ст. 389 Налогового кодекса, в котором предусмотрено, что в случае передачи в течение налогового периода прав на объекты налогообложения сумма налога исчисляется за фактический период владения земельным участком.
Сумма налога, подлежащая уплате за фактический период владения земельным участком лицом, передающим данные права, должна быть внесена в бюджет до или в момент государственной регистрации прав. При этом первоначальным плательщиком исчисляется сумма налога с 1 января текущего года до начала месяца, в котором он передает земельный участок. Последующим плательщиком исчисляется сумма налога за период с начала месяца, в котором у него возникло право на земельный участок.
При государственной регистрации прав на земельный участок годовая сумма налога может быть внесена в бюджет одной из сторон (по согласованию). В последующем суммы налога, уплаченные при государственной регистрации прав на земельный участок, вторично не уплачиваются.
Согласно п. 3 ст. 389 Налогового кодекса, суммы текущих платежей подлежат уплате равными долями не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа, 25 ноября текущего года. Следовательно, для компании первый платеж текущих платежей по земельному налогу наступает 25 мая 2009 г., и вроде бы компания не успевает совершить все необходимые действия для уплаты первого текущего платежа в установленный Налоговым кодексом срок, что влечет соответствующие штрафные санкции.
Однако, если компания проявит необходимую оперативность, то она может избежать этой нежелательной и неприятной для себя ситуации, имея в запасе 21 день от появления права собственности на земельный участок до уплаты первого текущего платежа по земельному налогу.
Это связано с тем, что при передаче права частной собственности на земельный участок на основании гражданско-правовой сделки ей нет необходимости получать правоустанавливающий документ, что уже исключает одну государственную инстанцию, а, согласно п. 9 ст. 43 ЗК РК, при переходе прав на земельный участок идентификационный документ передается приобретателю или иному правообладателю. В случае отсутствия изменений идентификационных характеристик земельного участка органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра, новый идентификационный документ не выдается, а вносится запись о правообладателе.
Таким образом, если компания приобретает земельный участок без каких-либо изменений его площади, границ и целевого назначения, то в акт на право частной собственности, который должен быть у продавца земельного участка в соответствующем месте акта на право частной собственности на землю вписывается наименование компании, купившей этот земельный участок, и на основании этого уже может подавать документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
А, как указано выше, на основании постановления Правительства РК от 30.03.2009 г. № 428, уплатив за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество 40 МРП, компания может получить документ о государственной регистрации в течение 2-3 дней с момента подачи заявления на регистрацию.
Согласно п. 8 ст. 389 Налогового кодекса, при государственной регистрации прав на земельный участок годовая сумма налога может быть внесена в бюджет одной их сторон (по согласованию). Если продавец земельного участка был дисциплинированным налогоплательщиком, то, согласно п. 2 ст. 392 Налогового кодекса, он должен был до 15 февраля 2009 г. представить в налоговые органы расчет текущих платежей на 2009 г. и, согласно п. 3 ст. 389 Налогового кодекса, не позднее 25 февраля 2009 г. уплатить 1/4 часть годового земельного налога.
Поскольку предыдущий собственник земельного участка — его продавец пользовался землей еще один месяц (апрель), за который он не заплатил земельный налог, то мы рекомендуем компании как покупателю земельного участка договориться с его продавцом, что компания при государственной регистрации прав на недвижимое имущество уплачивает всю сумму оставшихся текущих платежей, или 3/4 годовой суммы земельного налога, а продавец земельного участка компенсирует компании 1/12 суммы земельного налога, приходящейся на апрель месяц, в течение которого он пользовался земельным участком.
При выполнении всех вышеизложенных рекомендаций по оформлению прав на недвижимость (земельный участок) компания может вовремя уплатить все положенные налоговые платежи в бюджет и избежать штрафных санкций.
Если же компания, как это указывается в поставленном вопросе, не сдаст вовремя расчет текущих платежей и не внесет 25 мая текущий платеж в размере 1/4 суммы земельного налога, то к ней будут применены следующие штрафные санкции.
Согласно ст. 205 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 30.01.2001 г. № 155-И (далее — КоАП) за нарушение установленного законодательными актами РК срока подачи налогового заявления о постановке на регистрационный учет в налоговом органе, кроме случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи, влечет штраф на должностных лиц в размере пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, в размере пятнадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере тридцати пяти МРП.
Нарушение установленного законодательными актами РК срока подачи налогового заявления о постановке на регистрационный учет в налоговом органе более чем на девяносто дней влечет штраф на должностных лиц в размере восьми, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства в размере тридцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере семидесяти МРП.
Согласно п. 1 ст. 206 КоАП непредставление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами РК, влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, в размере сорока пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере семидесяти МРП.
Помимо этого, на неуплаченную сумму налога, согласно п. 3 ст. 610 Налогового кодекса, начисляется пеня за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и другого обязательного платежа в бюджет, включая день уплаты в бюджет, в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком РК на каждый день просрочки.
Как видно из вышеизложенного, за нарушения налогового законодательства предусмотрены довольно серьезные штрафные санкции, поэтому, на наш взгляд, компании лучше всего воспользоваться предоставляемой п. 8 ст. 389 Налогового кодекса возможностью при государственной регистрации прав на земельный участок уплатить оставшуюся годовую сумму земельного налога, которая может быть значительно меньше штрафных санкций.
Ситуация 2
Предприятие получило по лизингу недвижимое имущество вместе с земельным участком в марте 2009 г. В договоре финансового лизинга не было оговорено, какое из предприятий является плательщиком налога на землю, но налог на имущество должно оплачивать предприятие.
Бухгалтер предприятия исчислил и оплатил только налог на имущество.
Согласно п. 3 ст. 374 Налогового кодекса, по земельному участку, переданному (полученному) в финансовый лизинг вместе с объектом недвижимости в соответствии с договором финансового лизинга, плательщиком земельного налога является лизингополучатель.
Поэтому предприятие-лизингополучатель должно выполнять все требования налогового законодательства, предъявляемые разделом 16 «Земельный налог».
За нарушения налогового законодательства в области исчисления, начисления и уплаты земельного налога к предприятию-лизингополучателю и его руководителям будут применены вышеуказанные штрафные санкции.
Между прочим, предприятие-лизингополучатель плательщиком налога на имущество является не только и не столько потому, что так записано в договоре финансового лизинга, а прежде всего потому, что в п. 5 ст. 395 Налогового кодекса говорится, что плательщиком налога на имущество по объектам, переданным в финансовый лизинг, является лизингополучатель.
Ситуация 3
Компания зарегистрирована в Налоговом комитете по Медеускому району г. Алматы. В апреле 2009 г. ею были приобретены земельные участки в Бостандыкском районе г. Алматы и в поселке, относящемся кАлматинской области.
Согласно п. 4 ст. 388 Налогового кодекса, уплата земельного налога производится по месту нахождения земельного участка.
Следовательно, за земельный участок, расположенный в Бостандыкском районе г. Алматы, расчеты текущих платежей и декларация по земельному налогу должны сдаваться в Налоговое управление по Бостандыкскому району Налогового департамента г. Алматы Налогового комитета Министерства финансов РК. Сюда же должен и уплачиваться земельный налог.
За земельный участок, расположенный в поселке, относящемся к Алматинской области, все расчеты текущих платежей и декларация по земельному налогу должны сдаваться в Налоговое управление того района Алматинской области, к которому в административном отношении относится поселок, в котором находится земельный участок, Налогового департамента по Алматинской области Налогового комитета Министерства финансов РК. Сюда же должен и уплачиваться земельный налог.
Ситуация 4
Предприятие приобрело земельные участки в июне и июле 2009 г. Дайте подробное разъяснение относительно порядка расчета текущих платежей по налогу на землю на 2009 г.
Как и в рассмотренной ситуации 1, расчет текущих платежей зависит от того, у кого предприятие приобрело земельные участки.
Если предприятие приобрело земельные участки у государства, то за земельные участки, приобретенные в июне 2009 г., земельный налог исчисляется с 1 июля 2009 г., а за земельные участки, приобретенные в июле, — с 1 августа 2009 г. на основании положения п. 2 ст. 388 Налогового кодекса.
Суммы текущих платежей в обоих случаях должны быть уплачены не позднее 25 августа 2009 г. на основании положения п. 3 ст. 389 Налогового кодекса.
Если же земельные участки приобретены у физического или юридического лица, то за земельный участок, приобретенный в июне, налоговые обязательства у его покупателя возникают с 1 июня 2009 г., а за земельные участки, приобретенные в июле 2009 г., — с 1 июля 2009 г. на основании положения п. 8 ст. 389 Налогового кодекса.
Более подробное обоснование этих положений, как и уплата текущих платежей по земельному налогу, изложено в анализе ситуации 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
В рассмотренных ситуациях налогоплательщиками выступают казахстанские юридические лица, которые, согласно пп. 1) п. 1 ст. 373 Налогового кодекса, могут быть плательщиками земельного налога в случае обладания ими земельным участком на правах собственности, которая должна быть подтверждена соответствующими правоустанавливающими и идентификационными документами.
Согласно пп. 24) ст. 12 ЗК РК, правоустанавливающий документ на земельный участок—это документ, подтверждающий наступление юридических фактов (юридических составов), на основании которых возникают, изменяются или прекращаются права на земельный участок, в том числе договоры, решения судов, правовые акты исполнительных органов, свидетельство о праве на наследство, передаточный акт или разделительный баланс при реорганизации негосударственных юридических лиц, владеющих земельным участком на праве собственности или выкупивших право временного возмездного землепользования, а, согласно пп. 25) этой же статьи, идентификационный документ на земельный участок — это документ, содержащий идентификационные характеристики земельного участка, необходимые для целей ведения земельного, правового и градостроительного кадастров, чем в рассматриваемых случаях, согласно вышеназванному постановлению Правительства РК от 06.06.2006 г. № 511, является акт на право частной собственности на землю.
Вместе с тем п. 2 ст. 374 Налогового кодекса установлено, что в случае отсутствия идентификационных документов на земельный участок основанием для признания пользователя плательщиком земельного налога в отношении земельного участка является фактическое владение и пользование таким участком.
Следовательно, все, кто в настоящее время не имеет документов на используемые ими земельные участки, являются нарушителями земельного законодательства, т.е. лицами, незаконно занявшими государственные земли, что подпадает под санкции ст. 118 «Нарушение права государственной собственности на землю» КоАП, согласно которой незаконное занятие государственных земельных участков влечет штраф на должностных лиц, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, в размере от двадцати до двадцати пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от трехсот до пятисот МРП.
В актах на право частной собственности на землю в обязательном порядке указывается категория земель и площадь используемого земельного участка.
Перемножив площадь земельного участка на базовую ставку земельного налога, указанную в соответствующих статьях Налогового кодекса, получим общую сумму земельного налога.
При этом надо иметь в виду, что действующие в конкретном населенном пункте, районе и области ставки земельного налога на земли различных категорий могут отличаться от базовых, поскольку ст. 387 Налогового кодекса местным представительным (обратить внимание, что именно представительным, а не исполнительным) дано право корректировать базовые ставки земельного налога в определенных пределах.
Исчислив годовую ставку земельного налога, необходимо провести расчет текущих платежей земельного налога, согласно положениям ст. 388 — 393, и представить в налоговый орган по месту нахождения земельных участков налоговую отчетность в виде налоговой декларации по земельному налогу и расчет текущих платежей.
Налоговая декларация по земельному налогу представляется по форме 700.00 «Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество» и форме 700.02 «Земельный налог» (приложение №2 к декларации), которые заполняются по Правилам составления налоговой отчетности (декларации) по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество, утвержденным приказом Министра финансов РК от 25.12.2008 г. № 611, а расчет текущих платежей по земельному налогу представляется в налоговые органы по форме 701.01 «Расчет текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество», заполняемой по Правилам составления налоговой отчетности (расчета) текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество (форма 701.01), утвержденным вышеназванным приказом Министра финансов Республики Казахстан.
Согласно п. 1 ст. 393 Налогового кодекса юридические лица представляют в налоговые органы по месту расположения земельных участков декларацию по земельному налогу не позже 31 марта года, следующего за отчетным периодом, а расчет текущих платежей плательщики земельного налога, существующие на 1 января отчетного года, должны представить не позднее 15 февраля текущего налогового периода.
Представление расчетов текущих платежей по земельному налогу налогоплательщиками, созданными в течение отчетного периода (года), рассмотрено в ситуации 1.
Дальше налогоплательщикам предстоит внимательно следить за уплатой в срок текущих платежей, чтобы не подпасть под указанные выше штрафные санкции.
Владимир Бобров, кандидат с/х наук, советник налоговой службы I ранга, ст. менеджер компании «MinTax»