В своей статье, Старший юрист ТОО «Минтакс» — Улан Батенов, рассмотрел один из актуальных вопросов касательно мер нетарифного регулирования, применяемых при импорте средств криптографической защиты информации, а именно регистрация нотификаций о характеристиках товаров (продукции), содержащих шифровальные (криптографические) средства. Участники внешнеэкономической деятельности в процессе осуществления своей деятельности все чаще сталкиваются с мерами нетарифного регулирования, применяемыми на территории Евразийского экономического союза («ЕАЭС»).
В том числе, участники внешнеэкономической деятельности («ВЭД»), осуществляющие поставку (экспортно-импортные операции) оргтехники, средств связи, офисной техники и иных средств, обеспечивающих хранение и передачу информации, сталкиваются с необходимостью регистрации нотификаций о характеристиках товаров (продукции), содержащих шифровальные (криптографические) средства.
Обязанность по предоставлению нотификации в таможенные органы возникает при помещении груза под таможенные процедуры.
Обусловлено это требованием Положения о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС шифровальных (криптографических) средств, являющегося Приложением № 9 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 (далее – «Положение о ввозе и вывозе СКЗИ»).
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК, нотификация о характеристиках товаров (продукции), содержащих шифровальные (криптографические) средства является разрешением второй категории.
Хотя все нормативные правовые акты, регулирующие применяемые меры нетарифного регулирования находятся в открытом доступе, мало кто заблаговременно изучает вопросы помещения под таможенные процедуры. Сообщают о необходимости регистрации нотификаций о характеристиках товаров (продукции), содержащих шифровальные (криптографические) средства обычно таможенные представители, в период, когда груз прибыл, и идут работы по помещению данного груза под таможенные процедуры.
На практике, участники ВЭД используют нотификации, которые уже были зарегистрированы кем-либо, так как Положение о ввозе и вывозе СКЗИ не предусматривает обязательства регистрировать нотификацию именно лицом, помещающим под таможенные процедуры. Встречаются случаи, когда лицами, резидентами Республики Казахстан, используются нотификации, зарегистрированные в Российской Федерации, Белоруссии и т.д. (членами ЕАЭС).
Но всегда присутствует риск, что зарегистрированной нотификации нет, чтобы вы беззаботно растаможили свой груз, содержащий шифровальные (криптографические) средства. Именно такой случай мы и рассмотрим.
Итак, случай наступил, необходимо регистрировать нотификацию. С чего начать?
Шаг 1
Рекомендуем проверить, находится ли завозимый товар в Перечне товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС (далее – «Перечень»), являющемся Приложением № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года №3.
Шифровальные (криптографические) средства указаны в разделе 2.19. Перечня.
Однако, обнаружение ввозимого товара в разделе 2.19. Перечня, еще не говорит о необходимости регистрации нотификации.
Так, в соответствии с пунктом 3 Положения о ввозе и вывозе СКЗИ, товары, включенные в раздел 2.19 единого Перечня, имеют функции шифрования (криптографии), если они реализуют или содержат в своем составе следующие средства (системы и комплексы):
а) средства шифрования (аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации от несанкционированного доступа при ее передаче по каналам связи и (или) при ее обработке и хранении);
б) средства имитозащиты (аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты от навязывания ложной информации);
в) средства электронной цифровой подписи (электронной подписи), определяемые в соответствии с законодательством государств – членов Союза (далее – государства-члены);
г) аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации с выполнением части такого преобразования путем ручных операций или с использованием автоматизированных средств на основе таких операций;
д) аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для изготовления ключевых документов (независимо от вида носителя ключевой информации);
е) аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, разработанные или модифицированные для выполнения криптоаналитических функций;
ж) аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации, разработанные или модифицированные для применения криптографических методов генерации расширяющегося кода для систем с расширяющимся спектром, включая скачкообразную перестройку кодов для систем со скачкообразной перестройкой частоты;
з) аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации, разработанные или модифицированные для применения криптографических методов формирования каналов или засекречивающих кодов для модулированных по времени сверхширокополосных систем.
Шаг 2
В случае, если Вы полагаете, что, ввозимая техника не требует регистрации нотификации хоть и указана в Перечне, так как она, по вашему мнению, не реализует или не содержит в своем составе средства, указанные в пункте 3 Положения о ввозе и вывозе СКЗИ, необходимо провести техническое исследование на предмет отнесения товаров к средствам криптографической защиты информации и специальным техническим средствам, предназначенным для проведения оперативно-розыскных мероприятий в органах национальной безопасности.
Порядок проведения технического исследования предусмотрен Стандартом государственной услуги «Проведение технического исследования на предмет отнесения товаров к средствам криптографической защиты информации и специальным техническим средствам, предназначенным для проведения оперативно-розыскных мероприятий», являющимся Приложением 6 к приказу Председателя Комитета национальной безопасности от 28 апреля 2015 года № 30.
При предоставлении документов для получения государственной услуги, необходимо уделить особое внимание одному документу, а именно технической документации на исследуемый товар.
Обычно, вложенные заводом изготовителем технические документы ориентированы на среднестатистического пользователя, и могут не содержать нужных данных для целей проведения технического исследования уполномоченным органом. В таком случае, необходимо подать дополнительный самостоятельно составленный документ с техническим описанием, с указанием всех необходимых данных, включая, но не ограничиваясь: назначение, используемые протоколы, алгоритмы, возможность шифрования, порядок передачи данных и т.д. В противном случае, уполномоченный орган может потребовать предоставления образцов товара, в связи затруднением при вынесении заключения.
Срок оказания государственной услуги составляет 5 (пять) рабочих дней.
Шаг 3
Если органы национальной безопасности выдали заключение о том, что ввозимая техника относится к средствам криптографической защиты информации, рекомендуем приступить к регистрации нотификации.
Порядок регистрации нотификации предусмотрен Стандартом государственной услуги «Регистрация нотификаций о характеристиках товаров (продукции), содержащих шифровальные (криптографические) средства», являющимся Приложением 7 к приказу Председателя Комитета национальной безопасности от 28 апреля 2015 года №30 (далее – «Стандарт»).
Так, Стандарт определяет, что, услугодателем является Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, срок оказания услуги составляет 10 (десять) рабочих дней, имеется возможность подачи нотификации посредством портала [url]http://elicense.kz[/url] в форме электронного документа и то, что государственная услуга предоставляется бесплатно.
Пунктом 9 Стандарта определен список необходимых для получения государственной услуги документов, описывая два случая, а именно:
• к услугодателю на бумажном носителе:
1) сопроводительное письмо в произвольной форме;
2) нотификация;
3) электронная копия нотификации на носителе (компакт-диск, флэш- память) в формате *.xls. Описание структуры файла нотификации, предоставляемого услугодателю, приведено в Положении;
4) легализованный документ (апостиль, консульская легализация), предоставляющий услугополучателю право действовать от лица изготовителя. В случае составления указанного документа на иностранном языке к оригиналу или нотариально заверенной копии данного документа прилагается заверенный в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, перевод на государственном или русском языках.
• на портал:
1) запрос в форме электронного документа, удостоверенный ЭЦП услугополучателя;
2) электронная нотификация;
3) электронный документ нотификации в формате *.xls. Описание структуры файла нотификации, предоставляемого услугодателю, приведено в Положении;
4) электронная копия легализованного документа (апостиль, консульская легализация), предоставляющий услугополучателю право действовать от лица изготовителя. В случае составления указанного документа на иностранном языке, также предоставляется электронная копия перевода на государственном или русском языках, заверенного в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Форма нотификации установлена в Приложении № 3 к Положению о ввозе и вывозе СКЗИ.
Структура электронного документа нотификации в формате *.xls установлена в Приложении 1 к Положению о нотификации о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования».
При этом, следует обратить внимание, что, в случае оформления нотификации организацией-изготовителем страны, не являющейся страной-членом Таможенного союза, нотификация подлежит легализации.
Как и указывалось выше, зарегистрированная нотификация является разрешением второй категории, дающим право осуществлять ввоз СКЗИ на территорию Таможенного союза.
Так, в соответствии с пунктом 5 Положения о ввозе и вывозе СКЗИ, ввоз и (или) вывоз шифровальных (криптографических) средств осуществляются при наличии сведений о включении соответствующей нотификации в единый реестр нотификаций (далее – сведения о нотификации) либо при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 года № 199 (далее – лицензия), или заключения (разрешительного документа) по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 года № 45 (далее – заключение (разрешительный документ)).
При отсутствии нотификации, либо иных документов, указанных в вышеуказанном пункте Положения о ввозе и вывозе СКЗИ, к лицам могут быть применимы санкции со стороны государственных органов.
Так, в соответствии с частью первой статьи 463 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК, занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий (операций) без регистрации, разрешения, а равно ненаправление уведомления в случаях, когда регистрация, разрешение, направление уведомления обязательны, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, –
влекут штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей, с конфискацией предметов и (или) орудия совершения административных правонарушений либо без таковой, а занятие предпринимательской или иной деятельностью без лицензии дополнительно влечет конфискацию дохода (дивидендов), денег, ценных бумаг, полученных вследствие административного правонарушения.
Далее, в соответствии с частью первой статьи 214 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК, осуществление предпринимательской деятельности, банковской деятельности (банковских операций) или коллекторской деятельности без регистрации, а равно без обязательной для такой деятельности лицензии либо с нарушением законодательства Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах, –
наказываются штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.
В этой связи, если возникает необходимость регистрации нотификации, рекомендуем ее осуществить до помещения товара под таможенные процедуры.