2025
Ерлан Галиев
Группа МинТакс

Спокойное и продуманное восточное мышление, похоже, в некоторых случаях сменилось у законодателя революционным подходом.

На первый взгляд простые и для фискалов понятные и удобные нововведения должны якобы привести к росту поступлений в бюджет, но так ли это.

Первое и наиболее обсуждаемое сейчас нововведение, это отнесение к расходам, не подлежащим вычету, расходов налогоплательщика по приобретению товаров, работ, услуг у лиц, применяющих специальный налоговый режим (СНР) на основе упрощенной декларации на дату получения таких товаров, работ, услуг.

Этот подход, по сути, полностью исключает подавляющую часть субъектов предпринимательства из кластера «B2B» (бизнес-бизнес), поскольку такие расходы теперь не могут быть отнесены на вычеты для целей корпоративного подоходного налога.

Логика законодателя проста – это увеличить количество плательщиков НДС, поскольку, видимо, запланировано, что юридические лица и предприниматели вынуждены будут для увеличения своих продаж отказываться от СНР упрощенной декларации.

Однако, не приведет ли это на деле к увеличению теневой экономики и массовому банкротству малого и среднего бизнеса.

В настоящее время крупный ритейл активно закупает товары у субъектов малого бизнеса, что положительно влияет на сохранение баланса цен на товары широкого потребления. Сохранится ли такая ситуация, если ритейл больше не будет закупать у малого бизнеса и выгодно ли это государству в долгосрочной перспективе?

Второе не менее спорное «революционное» нововведение это создание автоматизированного контроля E-TAMGA – автоматизированного процесса присвоения в информационной системе налогового органа регистрационного номера электронному счету-фактуре, выписанному налогоплательщиком, отнесенному к отдельной категории налогоплательщиков.

Пока это только «вещь в себе», полный ответ на использование которой не могут предоставить государственные органы.

А ведь эта система расширяет полномочия государственных органов по блокировке работы налогоплательщиков, поскольку предполагает авансовую уплату НДС.

Здесь сразу встает вопрос о работе многочисленных торговых сетей, которые из деловых центров страны как кровеносные артерии обеспечивают функционирование торговли широким ассортиментом продукции на местах. Похоже, пока еще власть не в полной мере задумалась, а что будет с торговлей в стране в этом случае. Не повлечет ли это рост цен на товары, который не будет связан с торговой наценкой, а будет логично вызван необходимостью выплаты НДС авансом.

В настоящее время субъекты крупного бизнеса, исходя из своих экономических возможностей, массово поставляют продукцию на места на условиях предоплаты. Сохранится ли такая ситуация при росте налоговой нагрузки по НДС?

Налоговое планирование в страновом масштабе должно учитывать не только сиюминутные поступления в бюджет, но и интересы роста экономики, базовой основой которого во всем цивилизованном мире является малый и средний бизнес.

Но отдельные нововведения в налоговом законодательстве, возможно, являются однобокими и не направлены, похоже, на долгосрочное планирование.

Не являются ли такие нововведения преждевременными…?

Галиев Ерлан Егинбаевич.
Независимый партнер Группы МинТакс, адвокат АГКА, к.ю.н.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: