Сайт Группы МинТакс
2021
Лаура Сатыбалдина
Группа МинТакс

Лаура Сатыбалдина, Старший менеджер ТОО «МинТакс» в своей статье рассматривает вопрос правильности применения налогоплательщиками поправочного коэффициента «0», вводившегося в качестве меры по обеспечению социально-экономической стабильности на период кризисной ситуации 2020 года в связи с пандемией COVID-19.

Как вы помните, в марте прошедшего года, после объявления чрезвычайного положения в РК[1] в связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения нового коронавируса COVID-19 пандемией, на основании Указов Президента РК было принято постановление Правительства РК от 20 марта 2020 года №126 «О мерах по реализации Указа Президента РК от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики»» (далее – ПП РК № 126), которым был введен на период до 31 декабря 2020 года включительно поправочный коэффициент «0» к ставкам:

1) налога на имущество юридических лиц и ИП[2] по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям;

2) земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения производителей сельскохозяйственной продукции;

3) индивидуального подоходного налога ИП, работающих в общеустановленном порядке налогообложения.

В этом же ПП РК № 126 Правительство РК, на основании Указа Президента РК от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики», установило, что, при применении к ставкам перечисленных в нем налогов поправочного коэффициента «0» определение налоговой базы, объектов налогообложения, налогового периода и исполнения налоговых обязательств осуществляется в порядке, установленном Кодексом РК от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».

Поскольку не было одновременно дано других разъяснений по поводу длительности налогового периода и порядка составления дополнительной и основной налоговой отчетности для применения поправочного коэффициента, а также основываясь на нормах статей 524, 515, 699 и 361 Налогового кодекса, согласно которым налоговым периодом для исчисления указанных в ПП РК № 126 налогов является календарный год с 1 января по 31 декабря, ряд налогоплательщиков, к которым применимо указанное освобождение от налога на имущество, автоматически посчитало, что они освобождаются от налога на имущество за весь календарный год и сдали дополнительный расчет текущих платежей по налогу на имущество (форма 701.01) с обнулением суммы текущих платежей по нему за весь 2020 год.

В связи с возникновением вопросов о правильности исполнения налоговых обязательств по налогу на имущество за 2020 год согласно ПП РК № 126, на блоге Председателя КГД МФ РК[3] было дано разъяснение со следующими выводами:

«…юридическое лицо и ИП по объектам, указанным в подпункте 1) пункта 2 Постановления от 20 марта 2020 года №126 вправе применить коэффициент «0» при расчете налога на имущество за 9 месяцев текущего года.

При соответствии указанным требованиям налогоплательщик предоставляет дополнительный расчет текущих платежей по налогу на имущество с применением коэффициента «0» при расчете налога на имущество.

Декларация по итогам 2020 года юридическим лицом и ИП представляется с учетом фактических обязательств за 3 месяца текущего года.»

В связи с изложенным выше, хотели дополнительно пояснить следующее.

Указанный в разъяснении КГД МФ РК подход по применению поправочного коэффициента «0» к 9 месяцам основывается на положениях подпункта 1) пункта 1 Указа Президента РК от 16 марта 2020 года № 286, подпункта 1) пункта 1 Указа Президента РК от 16 марта 2020 года № 287, которые предоставляли Правительству РК по согласованию с Президентом РК только на период кризисных ситуаций иной порядок регулирования в социально-экономической сфере по вопросам налогообложения и со дня подписания Указов Президента РК №№ 285, 286, 287, то есть не ранее 16 марта 2020 года, на положениях пунктов 2 и 3 ПП РК № 126, вводившегося в силу с 20 марта 2020 года, и пункта 9 статьи 522 Налогового кодекса.

Так, согласно пункту 3 ПП РК № 126, при применении к ставкам поправочного коэффициента «0», указанного в пункте 2 ПП РК № 126, определение налоговой базы, объектов налогообложения, налогового периода и исполнения налоговых обязательств осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Несмотря на то, что налоговый период для налога на имущество – календарный год и исчисление налога производится налогоплательщиками самостоятельно, путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе, необходимо учитывать установленный Налоговым кодексом порядок исполнения налоговых обязательств по налогу на имущество.

При этом порядок исчисления и уплаты налога на имущество, установленный статьей 522 Налогового кодекса предусматривает, что:

1) плательщики налога обязаны уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по налогу на имущество, которые определяются путем применения соответствующей ставки налога к балансовой стоимости объектов налогообложения, определенной по данным бухгалтерского учета на начало налогового периода (пункт 4);

2) размер текущих платежей определяется путем применения соответствующих налоговых ставок к балансовой стоимости объектов налогообложения, определенной по данным бухгалтерского учета на начало налогового периода (пункт 6);

3) при изменении обязательств по налогу на имущество в течение налогового периода текущие платежи корректируются на сумму изменения налоговых обязательств равными долями по предстоящим срокам уплаты налога в таком налоговом периоде, если иное не установлено пунктом 8 статьи 522 Налогового кодекса.

То есть невозможно уменьшить текущие платежи по налогу на имущество за первые три месяца 2020 года, расчет по которым подлежал представлению до 15 февраля 2020 года по объектам обложения налогом на имущество на начало налогового периода и которые подлежали уплате не позднее 25 февраля 2020 года.

Соответственно, применение ставки налога с поправочным коэффициентом «0» должно осуществляться на основе дополнительного расчета текущих платежей по налогу на имущество (форма 701.01) с соответствующей корректировкой размеров таких платежей до 0 по предстоящим срокам уплаты 25 мая, 25 августа и 25 ноября налогового периода 2020 года.

Текущие платежи по налогу на имущество за первые три месяца 2020 года со сроком уплаты 25 февраля остаются без изменений.

При этом окончательный расчет по налогу на имущество по итогам 2020 года производится в декларации по налогу на имущество (форма 700.00) основываясь на фактических данных о владении объектами налогом на имущество в течение всего налогового периода 2020 года и их балансовой стоимости по данным бухгалтерского учета.

Согласно пункту 2 статьи 525 Налогового кодекса, налогоплательщик представляет в срок не позднее десяти календарных дней до наступления очередного (в течение 2020 года) срока уплаты текущих платежей, то есть до 15 мая 2020 года дополнительный расчет текущих платежей с соответствующей корректировкой размеров таких платежей и распределением их равными долями на предстоящие сроки уплаты – при изменении налоговых обязательств по налогу в течение налогового периода по объектам, по которым возникли или изменились налоговые обязательства по состоянию на первое число месяца наступления очередного срока уплаты текущих платежей – на 1 мая 2020 года.

Если такой расчет не был представлен в указанные сроки, его возможно предоставить в настоящее время, поскольку статья 211 Налогового кодекса не запрещает предоставление таких дополнительных расчетов текущих платежей после завершения налогового периода, а также статья 272 Кодекса РК от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК «Об административных правонарушениях» не предусматривает применение административной ответственности, если не имело место наложение административного взыскания за непредставление в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами РК, совершенное повторно в течение года.

Таким образом, только за 9 месяцев 2020 года применяется поправочный коэффициент «0» к ставкам налога на имущество юридических лиц и ИП по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям.

Аналогичный подход, на основании статей 515, 699 и 512 Налогового кодекса, применяется к земельному налогу по землям сельскохозяйственного назначения производителей сельскохозяйственной продукции, являющихся юридическими лицами и ИП, за исключением ИП, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса согласно главе 78 Налогового кодекса.

Следует отметить, что, для земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения производителей сельскохозяйственной продукции, являющихся ИП, применяющими специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса согласно главе 78 Налогового кодекса, а также для индивидуального подоходного налога ИП, работающих в общеустановленном порядке налогообложения, поправочный коэффициент «0» применяется в таком же порядке, но без корректировки текущих платежей, поскольку они не предусмотрены для указанных категорий налогоплательщиков, а непосредственно при исчислении ими земельного налога и индивидуального подоходного налога по итогам 2020 года.

Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем. Материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных правовых актах, действующих на момент публикации.

[1] Республика Казахстан.

[2] Индивидуальный предприниматель.

[3] Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: