С 1 января 2020 года вступили в действие изменения в Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), в части камерального контроля.
Как известно, статья 96 Налогового кодекса, регламентирующая вопросы камерального контроля, содержала правовую норму дающую органам государственных доходов право, в случае признания уведомления не исполненным, выносить письменное решение и направлять его налогоплательщику.
При этом, корреспондирующие нормы, которые бы позволяли налогоплательщику обжаловать решение государственного органа о признании уведомления не исполненным, Налоговым кодексом предусмотрены не были. Неопределенность ситуации создавала на практике неудобства для налогоплательщиков и, соответственно, много споров.
Указанный пробел в налоговом законодательстве был устранен нормами, которые введены в действие с 01 января 2020 года.
Так, Законом от 2 апреля 2019 года № 241-VІ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности», статья 96 Налогового кодекса была дополнена пунктом 4-1, согласно которому, обжалование налогоплательщиком (налоговым агентом) решения о признании уведомления не исполненным производится в течение пяти рабочих дней со дня его вручения (получения) в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд.
При этом копия жалобы должна быть направлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган, направивший решение.
Как видно, из содержания указанной нормы, срок обжалования (пять рабочих дней), чрезвычайно краток, что во многом не характерно для налогового законодательства.
Во избежание риска нарушения прав налогоплательщиков, законодатель предусмотрел, что, в случае пропуска по уважительной причине срока, этот срок по ходатайству налогоплательщика (налогового агента), подающего жалобу, восстанавливается налоговым органом и (или) уполномоченным органом, рассматривающим жалобу.
В отношении ходатайства о восстановлении пропущенного срока Налоговым кодексом предусмотрены следующие процедурные особенности:
- В качестве уважительной причины признается временная нетрудоспособность физического лица, которому направлено решение, а также руководителя и (или) главного бухгалтера (при его наличии) налогоплательщика (налогового агента);
- К ходатайству должны быть приложены документы, подтверждающие период временной нетрудоспособности, и документ, устанавливающий организационную структуру такого налогоплательщика (налогового агента);
- Ходатайство удовлетворяется налоговым органом и (или) уполномоченным органом, рассматривающим жалобу, при условии, что налогоплательщиком (налоговым агентом) жалоба и ходатайство поданы не позднее десяти рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности.
Также, предусмотрены правовые последствия подачи жалобы на решение о признании уведомления не исполненным.
А именно, в соответствии с введенным в действие пунктом 4-3 статьи 96 Налогового кодекса, приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) не осуществляется при подаче им жалобы на решение:
1) со дня принятия жалобы вышестоящим налоговым органом и (или) уполномоченным органом – до вынесения письменного решения вышестоящего налогового органа и (или) уполномоченного органа;
2) со дня принятия судом жалобы (заявления) к производству – до вступления в законную силу судебного акта.