Бизнес и трудовая деятельность в Таможенном союзе
В казахстанском обществе вхождение в Таможенный союз оценивается неоднозначно. Попробуем взглянуть на связанные с Таможенным союзом правовые нормы и регуляторы, которые следует использовать либо необходимо соблюдать при осуществлении бизнеса в Казахстане.
Касательно международной правовой базы
Хотелось бы обратить внимание на международную правовую базу, которая сформирована в связи с интеграционными процессами.
Согласно Договору о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 года, ратифицирован Законом РК[1] от 24 июня 2008 года № 44-IV), с момента создания единой таможенной территории страны Таможенного союза (РК, РФ[2], РБ[3]) не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры.
В соответствии с Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17 (г. Минск) «О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза» был принят Таможенный кодекс Таможенного союза, положения которого имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства Таможенного союза. Имеется также Протокол о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (г. Москва, 16 апреля 2010 года).
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза РБ, РК и РФ» (Минск) было установлено, что в РК, РФ и РБ применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
Принято также Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза (г. Санкт-Петербург, 21 мая 2010 года, ратифицировано Законом РК от 30 июня 2010 года № 322-IV).
Касательно интеграции в области сертификации и технических регламентов
Значительное внимание в интеграционных процессах придается вопросам гармонизации технического регулирования.
В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования РК, РФ и РБ от 18 ноября 2010 г., в Таможенном союзе проводится согласованная политика в области технического регулирования. В том числе, технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» (Москва), утвержден Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
Далее, в соответствии с Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 года, продукция, в отношении которой странами Таможенного союза установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении подтверждения соответствия, допускается к обращению на единой таможенной территории, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств Сторон.
Касательно налогообложения косвенными налогами при экспорте и импорте, товаров, работ, услуг
Государствами Таможенного союза принято Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (Москва, 25 января 2008 года, ратифицировано Законом РК от 3 апреля 2009 года № 148-IV), в соответствии с которым при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
При этом, ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров регламентирован Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 года, ратифицирован Законом РК от 30 июня 2010 года № 306-IV).
Имеется также Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 года, ратифицирован Законом РК от 30 июня 2010 года № 309-IV).
Хотелось бы обратить внимание, что вопросам обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе посвящена специальная Глава 37-1 Налогового кодекса РК[4] (статьи 276-1 – 276-23). Соответственно, исчисление и уплата НДС в Таможенном союзе имеет по законодательству РК многочисленные особенности. Государство уделяет регулированию в этой сфере особое значение, имеются и жесткие санкции при нарушении законодательства, касающегося Таможенного союза. К примеру, имеется специальная статья 218-1 Кодекса об административных нарушениях РК в отношении неисполнения обязанностей, установленных налоговым законодательством РК, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, а также невыполнение лицами требований, установленных законодательством РК.
Касательно трудовой миграции
В соответствии со статьей 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 года – ратифицировано Закон РК от 27 июня 2011 года № 442-IV «О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей»), трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. Срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем.
Согласно статье 3 Соглашения, в рамках Соглашения деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон.
При этом, в стране не снижаются меры по поддержке отечественных производителей, а также казахстанского содержания при закупке товаров, работ и услуг, приобретаемых государственными организациями и государственными органами, компаниями – недропользователями, которые развиваются параллельно интеграционным процессам.
[1] Республика Казахстан.
[2] Российская Федерация.
[3] Республика Баларусь.
[4] Кодекс РК от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).