В рамках плана нации «100 конкретных шагов» предусмотрен целый комплекс мер по совершенствованию механизмов налогообложения. О том, каких видов налогов коснется реформа, и что изменится в системе налогообложения рассказал Первый Вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов, сообщает Zakon.kz.
— Одно из направлений плана предусматривает совершенствование механизмов взимания косвенных налогов. Каких конкретно видов налогов это коснется?
— Да, действительно, шаг 44 Плана предусматривает совершенствование механизмов взимания косвенных налогов. Это, в частности, касается, прежде всего, совершенствования налогового администрирования НДС, механизмов взимания косвенных налогов.
Предполагается следующий комплекс мер. Это введение солидарной ответственности налогоплательщиков за уплату НДС при минимизации обязательств путем создания цепочки фиктивных поставок; обязательное применение электронных счетов-фактур для всех плательщиков НДС; реформирование специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса и агропромышленного комплекса; интеграция информационных систем налоговых и таможенных органов.
Кроме того, планируется также стимулировать население к большему проведению безналичных расчетов. С 2018 года предполагается осуществить перевод торговых центров на современные форматы торговли. Также в перспективе предлагается значительное сокращение существующих льгот по НДС, противоречащих требованиям и принципам ВТО, снижение минимального порога для постановки на учет по НДС (по оценкам международных экспертов в Казахстане один из самых высоких порогов в мире) и отмена добровольной регистрации в качестве плательщика НДС.
При этом, с 1 января 2017 года предполагается переход с НДС на налог с продаж (НсП), в настоящее время прорабатывается план необходимых мероприятий.
Кроме этого, с 2018 года планируется осуществить переход на современный формат торговли, а именно перейти из торговой деятельности «открытых» рынков в торговлю через крупные розничные сети, как в экономически развитых странах.
— Планом также предусматривается оптимизация действующих налоговых режимов. На какой стадии находится обсуждение данного вопроса?
— По сути, это — концептуальное реформирование налоговой системы Казахстана.
Если говорить непосредственно о специальных налоговых режимах, предполагается реформировать три их разновидности. Это — налоговый режим на основе упрощенной декларации для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; на основе уплаты единого земельного налога; для юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.
Также, предлагаются к отмене льготы по НДС, противоречащие принципам ВТО, при этом будут сохранены льготы по налогу на имущество и транспорт.
К данным предложениям, в целях легализации заработной платы, также предлагается дополнительный вычет по фонду оплаты труда от налогооблагаемой базы, что отразится на снижении налоговой нагрузки на предпринимателей.
Взамен предлагается установить три уровня налоговых режимов для бизнеса: патент; специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса (СНР для МСБ); общеустановленный режим.
При этом, предлагается обязательное ведение налогового учета доходов и расходов по специальным налоговым режимам для малого и среднего бизнеса и общеустановленного режима, так как в настоящее время по СНР не предусматривается ведение учета доходов и расходов, что делает налоговый контроль за доходами неполноценным. Кроме того, введение налогового учета доходов и расходов обусловлено введением всеобщего декларирования.
На сегодняшний день эти предложения рассмотрены и одобрены Национальной комиссией по модернизации.
Хочу подчеркнуть, что предлагаемые реформы, прежде всего, направлены на снижение уровня теневой экономики, повышение налоговой грамотности населения, увеличение социальной защищенности граждан, снижение уровня коррупционных проявлений и увеличение поступлений бюджета.
— Что будет предпринимать Министерство национальной экономики для реализации такого направления Плана, как «Оптимизация налоговых и таможенных политик и процедур»? Каким образом произойдет сокращение ставок Единого таможенного тарифа?
— На текущий момент, в рамках реализации «Плана Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Министерством национальной экономики проводится работа по оптимизации налоговых и таможенных политик и процедур.
Кроме того, в рамках этого направления предлагается сократить количество ставок таможенных пошлин в рамках однородных товарных групп на 6-ти знаках ТН ВЭД и установить в Едином таможенном тарифе (ЕТТ) ЕАЭС ставки таможенных пошлин на уровне 0%, 5% и 12% от таможенной стоимости. Это так называемая модель «0-5-12».
На сегодняшний день, ТН ВЭД включает порядка 11 тыс. товарных линий на уровне 10-ти знаков, которые включены в более 5 тыс. подгрупп на уровне 6-ти знаков. В ЕТТ применяется более 400 разных размеров ставок.
Кроме того, необходимо учитывать обязательства Республики Казахстан в ВТО.
В этой связи, Министерством совместно с государственными органами и организациями сформирован комплекс предложений по оптимизации ставок импортных таможенных пошлин по модели «0-5-12» на уровне 6-ти знаков ТН ВЭД с учетом принятых Республикой Казахстан обязательств в ВТО, а также с учетом наличия и планов по производству товаров в целях выявления целесообразности предлагаемых изменений, исходя из возможных последствий для отдельных отраслей промышленности.
Одно из главных преимуществ в том, что внедрив такую модель, мы сократим возможности манипулирования кодами ТН ВЭД в рамках однородных групп, при декларировании.
Учитывая то, что в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе государства-члены осуществляют единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, таможенно-тарифное регулирование на едином экономическом пространстве регулируется нормативной правовой базой Евразийского экономического союза.
В этой связи, пакет предложений по внесению изменений в ЕТТ ЕАЭС будет направлен в Евразийскую экономическую комиссию для рассмотрения государствами-членами ЕАЭС и принятия решения.