Вице-министр Узакбай Карабалин назвал основными причинами аварию на российском НПЗ и вывоз нашего бензина в соседние страны.
Причины повышения цен на горюче-смазочные материалы объяснил первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин в ходе брифинга, передает корреспондент Kazpravda.kz.
«На предыдущей встрече с вами (журналистами – Прим. автора) я говорил о том, что цена до конца августа наверняка не изменится, и, признаться, я надеялся, что повышения действительно не будет. Но, к сожалению, нам не удалось этого избежать. Известно, что в последнее время на рынке ГСМ в ряде регионов наблюдался дефицит 92-го бензина, особенно в приграничных районах Казахстана, где увеличился поток машин из соседних государств, включая Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Россию, которые заправляются более дешевым казахстанским горючим», – сообщил Карабалин.
По его словам, на ситуацию также повлияли авария и остановка работы на одном из российских НПЗ, которые произошли в период остановки павлодарского нефтеперерабатывающего завода. «На сегодня мы продолжаем принимать все меры для стабилизации ситуации на рынке ГСМ. В настоящее время на базах имеется 95 тыс. тонн бензина марки АИ-92, а после завершения модернизации и реконструкции завода, после 2016 года, Казахстан будет полностью покрывать собственные потребности ГСМ», – добавил он.
Вице-министр добавил, что объемы отечественной переработки, «к сожалению, пока не покрывают весь необходимый объем потребности Казахстана в бензине и дизтопливе, поэтому около 30% всей потребности внутреннего рынка импортируется из России».
«Стоит отметить, что во втором квартале этого года, вплоть до августа, в России наблюдался непрерывный рост цен на горючее, в том числе на АИ-92 цена выросла. В переводе на нашу валюту со 149 тенге в марте до 165 тенге в конце июля. Также у России выросли цены на дизтопливо – со 164 до 178 тенге. При этом все это время наши цены оставались стабильными на уровне 115 тенге за литр АИ-92», – отметил Узабкай Карабалин.
По его данным, при такой разнице в цене ввоз ГСМ из России из-за убыточности практически прекратился. Но чтобы избежать эскалации и дефицита Правительством Казахстана было принято решение об установлении цены в 128 тенге за литр 92-го бензина. Теперь, по мнению Карабалина, это должно способствовать насыщению рынка необходимым объемом топлива.
Напомним, 21 августа цена за литр бензина марки АИ-92 выросла со 115 тенге до 128 тенге.