Реформирование казахстанской пенсионной системы вызвало бурные дискуссии в обществе. Но, несмотря на широкое обсуждение, ключевые положения пенсионного законодательства по-прежнему вызывают вопросы. В интервью нашему корреспонденту заместитель председателя правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» Елена Бахмутова высказала мнение о некоторых аспектах модернизации пенсионной системы Казахстана.
– Елена Леонидовна, казахстанская пенсионная система считалась одной из самых прогрессивных и не раз была отмечена международными экспертами. Вместе с тем с 1998 года, когда наша страна начала переход к накопительной системе, многое изменилось. Считаете ли вы, что необходимость в модернизации уже назрела?
– Переход от солидарной пенсионной системы к накопительной был достаточно революционным преобразованием 15 лет назад. Целесообразность возложения основной ответственности за заботу о пенсионном доходе на самого работника в целом не оспаривается критиками накопительной системы, поскольку укладывается в базовые принципы рыночной экономики. Однако объем передаваемой от государства и работодателя ответственности на плечи работника нуждается в разумной корректировке. Формирование трехуровневой системы пенсионного обеспечения граждан было заложено в основу концепции пенсионной реформы еще 15 лет назад. В настоящее время идет адаптация трехуровневой системы, то есть системы разделения ответственности за пенсионное обеспечение граждан между государством, работодателем и самим работником, к текущим рыночным условиям.
В этом контексте особенно важно закрепить элементы ответственности работодателя за формирование пенсионного дохода, в особенности это существенно для работников, занятых на производстве с вредными условиями труда.
Приходится констатировать, что добровольная профессиональная схема пенсионного обеспечения лиц, занятых на производствах с вредными условиями труда, до настоящего момента не получила должного развития. Предполагалось, что она обеспечит увеличение пенсионных накоплений за счет добровольных пенсионных взносов работодателей и позволит работнику выйти на пенсию досрочно в 53–55 лет. Однако на практике участниками системы являются около 4 тысяч человек, а их накопления едва превышают 100 миллионов тенге.
С реформированием пенсионной системы будет осуществлен переход к обязательным профессиональным пенсионным взносам. Это означает, что на индивидуальные пенсионные счета работников, занятых на производстве с вредными условиями труда, будут поступать пенсионные взносы, из которых 10% обязательных пенсионных взносов от дохода за счет самого работника и 5% от дохода, за счет обязательных профессиональных взносов работодателя. При непрерывном участии в системе пенсионных накоплений в течение 30 лет работник сможет накопить достаточно средств для раннего выхода на пенсию.
– Как отразится переход к обязательным профессиональным пенсионным взносам на работодателях?
– В действующем законодательстве работодатели, осуществляющие добровольные профессиональные пенсионные взносы, имеют налоговые преференции. Уже известно, что данные нормы будут сохранены и сумма взносов в профессиональную пенсионную систему будет учтена при вычетах в целях налогообложения. Соответственно, введение обязательных профессиональных пенсионных взносов не должно привести к увеличению нагрузки на работодателя.
– Одним из ключевых направлений пенсионной реформы было создание Единого накопительного пенсионного фонда. Много говорилось о преимуществах ЕНПФ, но не ясными остаются вопросы его инвестиционной стратегии. Сможет ли правопреемник частных НПФ решить наболевшую проблему обеспечения инвестиционной доходности?
– Вопрос доходности неотделим от размера риска. Выше доходность по инструменту – выше риски и наоборот. Для размещения пенсионных активов традиционно предпочтение отдается инструментам с умеренным уровнем риска.
Для повышения эффективности инвестиционной стратегии активов ЕНПФ согласно новому законодательству будет создан Совет по управлению пенсионными активами при Президенте Республики Казахстан. На основе рекомендаций данного совета, в состав которого войдут представители государства, финансового рынка, а также независимые эксперты, будут формироваться инвестиционная политика и задаваться параметры вложений пенсионных активов в различные классы финансовых инструментов.
– Насколько известно, АО «Самрук-Казына» предполагал по поручению Правительства РК приобрести акции трех накопительных пенсионных фондов, сделка по которым еще не состоялась. Не является ли это препятствием для передачи активов этих накопительных пенсионных фондов в ЕНПФ?
– Нет, вопрос купли-продажи акций НПФ не затрагивает возможность передачи пенсионных активов данных фондов в состав ЕНПФ. Процесс передачи пенсионных накоплений будет осуществляться согласно графику, установленному Национальным банком РК.
– Различные аспекты пенсионной реформы довольно бурно обсуждались общественностью, подчас высказывались полярные мнения, однако по-прежнему есть ощущение недостаточной информированности населения о планируемых нововведениях. Не создает ли это почву для социальной напряженности?
– Думаю, что это уже вопрос правильной организации разъяснительной работы. АО «Самрук-Казына», являясь крупным работодателем в стране, проводит в рамках группы фонда информационно-разъяснительную работу по основным направлениям развития пенсионной системы Казахстана, по регулированию социально-трудовых отношений на основе принципов социального партнерства, и мы считаем эту работу достаточно результативной.
Для информирования работников группы «Самрук-Казына» задействованы такие ресурсы, как корпортивные сайты и издания, проводятся адресные собрания персонала, в том числе с участием представителей государственных органов, акиматов, профсоюзов. Так, в апреле текущего года проведено заседание дискуссионного клуба «Эксперт» АО «Самрук-Казына» на тему «Модернизация пенсионной системы Республики Казахстан», участие в котором приняли представители государственных органов, депутаты Парламента Республики Казахстан, представители общественных организаций, профсоюзов и СМИ.
– За последний год было в республике на законодательном уровне инициировано уже несколько нововведений социального характера. Нашли ли эти изменения отражение в социальной политике фонда?
– Да, безусловно. Социальная ответственность является одним из ключевых показателей деятельности АО «Самрук-Казына». Так, в связи с изменением законодательства Казахстана в части оплаты отпуска по беременности и родам фондом в апреле 2013 года внесены изменения в политику оказания социальной поддержки работникам компаний. Компаниям рекомендовано в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан оплачивать отпуск по беременности и родам, отпуск работникам, усыновившим или удочерившим новорожденного ребенка, с сохранением средней заработной платы без учета государственной социальной выплаты.
В целях адресной социальной поддержки работающих в группе компаний фонда женщин будут прорабатываться дополнительные меры.
– АО «Самрук-Казына» много раз информировало общественность о проводимом мониторинге социального настроения в трудовых коллективах компаний. С какой периодичностью проводятся подобные исследования?
– Мониторинг социального настроения в трудовых коллективах проводится в группе «Самрук-Казына» на постоянной основе. Это работа возложена на специально созданный Корпоративный фонд «Центр социального партнерства» (ЦСП). Чтобы сформировать новую модель социально-трудовых отношений с эффективными механизмами предупреждения и разрешения трудовых споров, фонд внедряет практику определения так называемого «рейтинга социальной стабильности» для каждой компании. Исследования планируются проводить на ежегодной основе.
Кроме того, для отслеживания реакции работников на изменения в законодательстве Республики Казахстан проводятся социологические опросы. Так, в апреле текущего года было проведено исследование по вопросу повышения пенсионного возраста женщин для диагностики настроений в компаниях группы фонда.
– Какие еще механизмы использует фонд для совершенствования социального партнерства?
– В настоящее время в рамках ЦСП действует Корпоративный центр медиации и переговорного процесса, который планово занимается подготовкой профессиональных медиаторов и переговорщиков из числа сотрудников дочерних и зависимых компаний фонда. В группе фонда подготовлено свыше 400 медиаторов и переговорщиков, которые в настоящий момент повсеместно внедряют и применяют инструменты медиации в трудовых коллективах в дочерних организациях фонда.
Также на регулярной основе работает Совет профсоюзов при фонде, основными задачами которого являются координация реализации коллективных договоров и обеспечение согласованных позиций сторон социального партнерства по основным направлениям трудовой и социальной политики по группе фонда. Беседовал Сергей ВОЛКОВ
Источник: Kazpravda.kz