В помещении предприятия, где расположена бухгалтерия, произошел пожар, в результате чего были уничтожены практически все учетные документы. Пожар произошел вследствие замыкания электрической проводки, о чем имеются подтверждающие документы уполномоченных органов. Одновременно с этим событием было получено уведомление от налогового органа об имеющейся недоимке по налогам и проведении налоговой проверки.
Прежде всего обратимся к положениям Кодекса РК от 12.06.2001 г. № 209-II «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс), которыми определены права и обязанности как налогоплательщиков, так и органов налоговой службы.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 12 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме исполнять налоговые обязательства.
На основании ст. 24 Налогового кодекса налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщиков перед государством, возникшее в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщики обязаны:
■ встать на регистрационный учет в налоговом органе;
■ определять объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением;
■ исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет;
■ составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.
Поскольку все же предметом рассматриваемого
вопроса является документация, следует отметить, что согласно п. 1 ст. 66 Налогового кодекса учетная документация представляет собой бухгалтерскую документацию и иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налоговых обязательств.
На основании п. 2 этой же статьи учетная документация составляется на бумажных и (или) электронных носителях и хранится до истечения срока исковой давности, установленного ст. 38 Налогового кодекса, для каждого вида налога или другого обязательного платежа, к которому относится такая документация.
Помимо этого, в соответствии со ст. 68 Налогового кодекса налогоплательщики составляют налоговую отчетность, содержащую информацию об исчислении налоговых обязательств, которую налогоплательщики, налоговые агенты представляют в налоговые органы.
Необходимо подчеркнуть, что на основании п. 1 ст. 72 Налогового кодекса на налогоплательщиков распространяется обязательство по обеспечению хранения налоговой отчетности в течение срока исковой давности, определенного Налоговым кодексом.
В свою очередь, ст. 16 Налогового кодекса установлены права органов налоговой службы, в соответствии с которыми органы налоговой службы вправе, в частности, требовать от налогоплательщиков представления документов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению) налогов и других обязательных платежей в бюджет по формам, установленным уполномоченным государственным органом, пояснений по их заполнению, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также консолидированную финансовую отчетность налогоплательщиков-резидентов, включая финансовую отчетность их дочерних компаний, расположенных за пределами Республики Казахстан.
Кроме того, применять косвенный метод для целей определения налоговых обязательств налогоплательщиков в случаях, предусмотренных особенной частью Налогового кодекса.
Так, на основании ст. 76 Налогового кодекса в случае нарушения порядка ведения учета, при утрате или уничтожении учетной документации органы налоговой службы определяют объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, на основе косвенных методов (активов, обязательств, оборота, затрат, расходов) в порядке, определенном уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом Республики Казахстан, осуществляющим формирование и реализацию государственной налогово-бюджетной политики.
Данный порядок установлен в Правилах определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, на основе косвенных методов (активов, обязательств, оборота, затрат, расходов), которые утверждены приказом и.о. Министра финансов РК от 06.12.2007 г. №445.
Согласно положениям данного приказа под нарушением порядка ведения учета, утратой или уничтожением учетной документации понимается отсутствие документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налоговых обязательств.
Непредставление налогоплательщиком документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, для исчисления налоговых обязательств, а также документов, запрашиваемых на основании требований органов налоговой службы в соответствии с п. 4 ст. 535 Налогового кодекса, для целей настоящих Правил признается отсутствием (утратой) документов.
Под косвенными методами определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, понимается определение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет на основе оценки активов, обязательств, оборота, расходов, а также оценки других объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, принимаемых для расчета налогового обязательства относительно конкретного налога и другого обязательного платежа в бюджет в соответствии с Налоговым кодексом.
Оценка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, осуществляется на основании информации, полученной из источников иных, нежели налоговая отчетность или первичные учетные документы.
Применяя косвенный метод определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговые органы могут использовать различные источники для получения необходимой информации в зависимости от обстоятельств, характера и рода деятельности проверяемого налогоплательщика, а также делать запросы в:
1) банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций;
2) в соответствующие уполномоченные государственные органы, негосударственные организации, местные исполнительные органы.
Каким же образом осуществляется определение объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением.
Рассмотрим их.
Прежде всего, определение показателя доходов, полученных налогоплательщиком, базируется на основании банковской документации или иной информации от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, находящихся на территории Республики Казахстан и за ее пределами, а также информации, полученной по запросам, направленным в соответствующие уполномоченные государственные органы, негосударственные организации, местные исполнительные органы.
Используется информация о поступлении денег на банковские счета, платежные карточки, а также иные платежные и расчетные документы налогоплательщика, которая подтверждается банковскими выписками, и другая информация (документы), подтверждающая факт получения денег налогоплательщиком.
В случае установления факта поступления сумм валютной выручки по экспортным операциям налогоплательщика на основании информации, представленной таможенными органами Республики Казахстан, данная сумма валютной выручки включается в размер оборота по реализации и в состав совокупного дохода.
При определении налогооблагаемой базы по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов, налоговая база определяется как объем произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении, а по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, налоговая база определяется как стоимость произведенных, реализованных подакцизных товаров, определяемая по ценам, не включающим акцизы и налог на добавленную стоимость, по которым производитель поставляет данный товар.
При отсутствии (утрате) у налогоплательщика документов, подтверждающих первоначальную стоимость основных средств, в том числе объектов незавершенного строительства, транспортных средств, земельных участков, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости, в совокупный доход данного налогоплательщика включается рыночная стоимость указанного имущества.
При этом рыночная стоимость объектов определяется на основании отчета привлекаемого органами налоговой службы оценщика, осуществляющего деятельность в соответствии с Законом РК от 30.10.2000 г. «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан».
Объектом обложения индивидуальным подоходным налогом, социальным налогом также могут служить деньги при установлении фактов снятия денег с банковского счета на выплату заработной платы и (или) перечисления денег с банковского счета на карт-счета физических лиц.
Таким образом, налогоплательщики должны знать, что даже при утрате учетной и иной документации, являющейся основанием для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, применение косвенного метода позволяет исчислить причитающиеся государству налоги и другие обязательные платежи.
При этом необходимо заметить, что в положениях Правил, о которых идет речь, не делается акцента на то, по каким причинам, намеренным или сложившимся в силу непредвиденных обстоятельств, произошла утрата документов, их отсутствие как таковое есть основание для того, чтобы для исчисления налоговых обязательств был применен косвенный метод.
Н. Анохина,
старший консультант Департамента налоговых и таможенных консультаций ТОО «МинТакс»